В отсутствие стимулирующих мер российская экономика может скатиться в рецессию уже к осени этого года. Такую оценку дал глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Его ведомство накануне снизило прогноз увеличения ВВП России в 2013 году с 3,6% до 2,4%. «Мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть, риски такие есть», — сказал министр.
По его словам, мерам экономического стимулирования будет посвящено совещание у президента. У премьер-министра Дмитрия Медведева подобное мероприятие уже проводилось. Кроме того, правительство проводит работу по мобилизации доходов бюджета. К опасениям о недополучении доходов привели вычеты по НДС по крупным инвестпроектам (около 2 трлн рублей) и угроза невыполнения плана приватизации. Он предусматривает получение 427 млрд рублей.
По расчетам Минэкономразвития, в частности, можно изыскать около 500 млрд рублей через продажу 19,5% акций «Роснефти». Соответствующая инициатива будет согласовываться с администрацией президента.
Минэкономразвития к совещанию у президента также готовит предложения по мерам стимулирования экономического роста. Ранее Белоусов говорил об инициативе по созданию некоего фонда развития, который бы аккумулировал часть нефтегазовых сверхдодов и дополнительных ненефтяных доходов и вкладывал деньги в мало- или неокупаемые инвестиционные проекты. Такое предложение потребовало бы смягчения бюджетного правила — снижения нормативной величины Резервного фонда с 7% до 5% ВВП.
По расчетам Белоусова, к 2015 году этот фонд мог бы получить около 400 млрд рублей. Это предложение не встретило понимания со стороны Минфина.
Еще одна мера оживления экономики — снижение кредитных ставок для реального сектора. «Мы считаем, что нормальная ставка, которая должна быть по кредитам, она составляет уровень 8,5%, это с нормальной маржей», — сказал Белоусов, которого цитирует «Прайм». По словам министра, сейчас процентные ставки составляют 10—12%.
В четверг Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП России в этом году с 3,6% до 2,4%.
Оценка на 2014 год опустилась с 4,3% до 3,7% ВВП, на 2015-й — с 4,5% до 4,1%.
Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее замедление темпов роста промпроизводства: в 2013 году с 3,7% до 2%, в 2014 году с 3,7% до 3,4%, в 2015 году с 3,7% до 3,4%. Увеличение объема инвестиций снизится с 7,2% до 4,6% в 2013 году, с 7,3% до 6,6% в 2014 году и с 7,9% до 7,2% в 2015 году. Затухание обозначится и в розничной торговле — темпы увеличения ее товарооборота уменьшатся соответственно до 4,3%, 4,9% и 5%.
Рубль будет укрепляться быстрее, уточнили в Минэкономразвития. Среднегодовой курс по отношению к доллару в 2013 году — 31,4 рубля против прогнозировавшихся ранее 32,4 рубля.
В 2014 году также прогнозируется снижение экспорта — с $522 млрд до $503 млрд, в 2015 году показатель будет еще меньше — $509 млрд вместо $545 млрд. Негативную динамику ведомство дает и для импорта — его уменьшение в 2013 году до $355 млрд, а далее до $372 млрд (минус $36 млрд к прежнему прогнозу) и $387 млрд (минус $52 млрд).
Оценка оттока капитала на 2013 год увеличилась с $0—10 млрд до $30 млрд. В 2014 году ведомство ожидало притока в $30 млрд, но теперь прогнозирует нулевой баланс. Притока капитала в размере $10 млрд можно ожидать только в 2015 году.
Со второй половины 2012 года наблюдалось много шоков, которые привели к стагнации, сказал главный экономист Центра развития Валерий Миронов. «Шоки были и со стороны повышения налогов на малый бизнес, и со стороны предвыборного увеличения зарплат в отсутствие роста эффективности труда, что привело к снижению рентабельности, конкурентоспособности и инвестициям в российской экономике», — указывает он.
В краткосрочном плане мер стимулирования фактически нет, констатирует Миронов. «Стимулирование спроса не даст яркого эффекта: в условиях торможения инвестиций в стране будет нечего покупать, только импорт увеличится», — считает эксперт. В долгосрочной перспективе можно подстегнуть инвестиции, в том числе за счет госкомпаний, сказал эксперт.
«Нужен знаковый шаг, направленный на улучшения инвестклимата. Минэкономразвития пытается предпринимать эти шаги. Знаковой уже стала инициатива продажи доли в «Роснефти». Если рост сменится рецессией, вполне возможно, что министра или его заместителей уволят», — считает он.
Экономика России находится в стагнации, в IV квартале темпы роста будут стремиться к нулю, говорит экономист Всемирного банка Сергей Улатов. «У рецессии есть плохие факторы. Фактически люди относятся к экономике плохо: инвесторы меньше вкладывают, потребители меньше покупают. Нельзя ее допускать», — указывает эксперт. По его словам, меры стимулирования дадут максимум 1,5 процентных пункта роста экономики по итогам года, но эти меры будут кратковременными. По его словам, у Центробанка инструменты стимулирования ограничены. Прямое стимулирование, то есть вливание средств в экономику, является более эффективным. «Но оно не решает долгосрочных проблем: в 2014 году нужно обеспечивать рост ВВП, а факторов для роста как не было, так и нет», — отмечает экономист. По его словам, необходимы комплексные реформы, в частности, повышение инвестиционной привлекательности.
Но неуверенность инвесторов продолжает сохраняться в целом по всему миру, а в России еще больше, указывает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. По его мнению, причины тому — неблагоприятная экономическая конъюнктура и непредсказуемость госполитики. «Можно только согласиться, что дела идут не очень хорошо», — констатирует он. В этой ситуации правительство может применить бюджетные инструменты, дать стимулы активизации банковской системы, но это не даст моментального эффекта, подчеркивает Симачев. «В рамках действующего бюджетного правила возникают некоторые проблемы с мобилизацией бюджетных ресурсов, к этому добавляется невыполнение планов по приватизации», — говорит экономист. В правительстве нет единства по вопросу экономической политики, считает он. «Даже на уровне одних и тех же людей есть двойственность: то декларируется снижение госсектора, то исключения для госкомпаний. Есть противоречивость и непоследовательность в налоговой политике», — считает он.
«Когда решаются одни проблемы, есть риск сформировать следующие. Самое плохое в экономике — нарушать правила. Если нарушить бюджетное правило, то есть риск нарушить и другие», — предостерегает экономист.