Группа ВТБ приобрела миноритарный пакет акций «Национальной спутниковой компании», владельца крупнейшего в России оператора платного телевидения «Триколор ТВ».
«Триколор» готовится к IPO, а новый акционер — ВТБ — после вхождения в капитал оператора будет оказывать содействие в выходе на биржу. Размещение может состояться через несколько лет. «ВТБ Капитал», как глобальный инвестиционный банк и финансовый инвестор в данной трансакции, будет способствовать росту капитализации активов «Триколор ТВ» и поможет подготовить компанию к IPO через несколько лет», — говорится в сообщении оператора.
Мы уверены, что сильные позиции на рынке, широкий охват аудитории «Триколор ТВ» по всей стране позволят компании успешно воспользоваться возможностями роста российского рынка платного телевидения и выйти на IPO через несколько лет, объяснил руководитель управления прямых инвестиций и специальных проектов «ВТБ Капитала» Тим Демченко.
Ранее ВТБ планировал приобрести блокпакет «Триколор ТВ» — 25% плюс 1 акция, говорили источники на рынке. Стоимость всей компании оценивали в $500—700 млн.
«Триколор» начал вещание в 2005 году, сейчас оператор оказывает услуги на европейской территории России, а также на территории Сибирского, Уральского и Дальневосточного округов и лидирует на российском рынке платного телевидения: по данным на 25 марта, у компании 12,4 млн зарегистрированных абонентов и 9,12 млн платящих абонентов. По количеству абонентов «Триколор ТВ» занимает первое место среди европейских операторов цифрового телевидения и входит в пятерку крупнейших операторов в мире. По данным исследовательской компании IHS Screen Digest, «Триколор ТВ» в 2012 году занял первое место в мире по темпам прироста абонентской базы — с января по конец марта 2013 года база оператора увеличилась почти на 500 тысяч абонентов, говорится на сайте компании.
Летом 2012 года участники рынка жаловались в Ассоциацию кабельного телевидения России на то, что «Триколор ТВ» занижает стоимость услуг, в частности, на премиум-пакет самых популярных западных и российских телеканалов до 75 рублей в месяц и до 900 рублей в год, в то время как минимальная стоимость подобного пакета услуг составляет 250 рублей. Участники рынка опасались, что подобная практика «Триколор ТВ» может привести к демпингу на рынке.
Стоимость «Триколор ТВ» можно оценить в $550 млн по нижней границей, и, скорее всего, компания передается с премией к рынку, считает аналитик «Финама» Максим Клягин: «Для ВТБ это удачная инвестиция в самую быстрорастущую телекоммуникационную компанию в мире, которая к тому же генерирует около 30% рынка цифрового телевидения в России». По данным J'son & Partners Consulting, в 2012 году «Триколор ТВ» на рынке платного ТВ занимала 28%, «Ростелеком» — 21%, МТС — 9%, «ЭР-Телеком» — 7%.
Соответственно, блокпакет «Триколор ТВ» можно оценить в $137,25 млн.
«Инвестиционного партнера «Триколор ТВ» искали уже давно», — говорит источник, знакомый с планами компании. В 2009 году холдинг «Газпром-медиа», который владеет конкурирующим проектом НТВ+, пытался купить «Триколор ТВ», но в итоге сделка не состоялась. Источник, знакомый с ходом переговоров, рассказал «Газете.Ru», что компании не смогли договориться по оценке количества абонентов. Пять лет назад стоимость «Триколор ТВ» оценивалась в $500 млн.
Это не первая сделка ВТБ в телекоммуникационной отрасли в текущем месяце: в апреле госбанк объявил о покупке 100% российского подразделения телекоммуникационного холдинга Tele2.