Президент России Владимир Путин поручил «Газпрому» вновь заняться проектом газопровода Ямал — Европа-2. «Мы в связи с «Северным потоком» и «Южным потоком» фактически отказались от проекта Ямал — Европа-2. По «Южному потоку» мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту Ямал — Европа-2», — заявил Путин в ходе встречи с главой монополии Алексеем Миллером. — При реализации этого проекта снимутся все озабоченности наших польских друзей и повысится надежность снабжения Венгрии и Словакии».
Сейчас действует одна нитка газопровода Ямал — Европа, по которой российский газ поступает в Белоруссию, Польшу и Германию. Его общая протяженность превышает 2 тыс. км, мощность составляет 33 млрд кубометров газа.
Строительство второй нитки неоднократно поднималась ранее, особенно на этом настаивала Белоруссия. Белорусский президент Александр Лукашенко предлагал построить Ямал — Европа-2 вместо газопровода «Северный поток» (труба для поставки российского газа в страны Западной Европы, проект запущен в ноябре 2011 года, выведен на полную мощность в 55 млрд кубометров осенью 2012 года).
Лукашенко говорил, что мощность второй нитки трубы Ямал — Европа может составить 27,5 млрд кубов, и даже обещал предоставить этому проекту льготы, но лишь в случае, если Россия откажется от «Северного потока». Но Россия предпочла собственный проект, в обход Белоруссии, которая на тот момент еще не входила в Таможенный союз.
Миллер в беседе с Путиным заявил, что варианты строительства новой трубы через Белоруссию прорабатываются. «Сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу Ямал — Европа-1 является самым экономически эффективным», — отметил глава «Газпрома», напомнив, что газотранспортная система Белоруссии находится в собственности российской монополии («Газпром» консолидировал 100% «Белтрансгаза» в 2011 году, заплатив за 50% акций компании $2,5 млрд), и поэтому именно для «Газпрома» белорусский маршрут самый эффективный с точки зрения поставок европейским потребителям. По словам Миллера, анализ рынка показывает, что «Газпром» может ориентироваться на строительство новой трубы мощностью в 15 млрд кубометров.
«Мы готовы были бы приступить к разработке предварительного технико-экономического обоснования, к началу прединвестиционной стадии, — заявил глава «Газпрома». — Есть понимание, что проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по «Южному потоку».
Говоря о более конкретных сроках, Миллер назвал 2018—2019 годы. По словам топ-менеджера, уже были проведены переговоры с Польшей, Венгрией и Словакией, и партнеры «на корпоративном уровне проявили очень большой интерес к сотрудничеству».
Андрей Полищук из Райффайзенбанка напоминает, что стоимость строительства второй нитки трубы Ямал — Европа-2 ранее уже оценивалась примерно в $2 млрд. «Однако экономического смысла, учитывая действующие и строящиеся газопроводы «Газпрома», в дополнительной трубе нет», — считает аналитик.
По его мнению, возможно, это элемент давления на Украину: Россия демонстрирует Киеву преимущества, которая получила Беларуссия, вступив в Таможенный союз и продав «Газпрому» свою газотранспортную систему.
«Россия не только не сокращает транзит газа через Белоруссию, но и намерена его увеличивать, а кроме того, вкладывать деньги в белорусскую ГТС», — указывает Полищук.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что уже действующие газотранспортные мощности России (с учетом «Северного потока») позволяют поставлять в Европу 255 млрд кубометров газа. С запланированной третьей веткой «Северного потока» (еще 15 млрд кубов), «Южным потоком» (63 млрд кубов) и второй ниткой трубы Ямал — Европа получается 348 млрд кубометров.
«С учетом того, что в прошлом году «Газпром» экспортировал в Европу 138 млрд кубов (в 2013 году запланировано 151,8 млрд кубов), я считаю, что это трубопроводомания», — говорит Корчемкин.
Помимо наращивания белорусского транзита Путин и Миллер обсудили возможность строительства отвода от магистрали «Северного потока» в Калининградскую область — анклав России на побережье Балтики. По словам Миллера, исследования подтвердили техническую возможность такого отвода, а переговоры с руководством региона определили объемы, необходимые Калининградской области, — 4—6 млрд кубометров. При этом глава «Газпрома» напомнил, что 2,5 млрд кубов в год область получает через Литву. Мощность отвода составит 4 млрд кубов (по 2 млрд кубометров с каждой ветки «Северного потока»). Теперь, по словам Миллера, необходимо обсудить этот вопрос с другими акционерами «Северного потока» (по 15,5% проекта владеют германские Wintershall и E.On, по 9% принадлежат французской GDF Suez и нидерландской Gasunie).
«Имея в виду план по вводу Балтийской АЭС, нужно, чтобы мы видели всю картину снабжения Калининградской области энергетическими ресурсами, чтобы все возможности были понятны, ясны и прогнозируемы», — подчеркнул Путин, добавив, что также необходимо учитывать и перспективы развития экономики Калининградской области.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что если будет построен отвод от «Северного потока», то планы по строительству Балтийской АЭС могут измениться. «Пока непонятно, будет ли она нужна в том виде, в котором запланировано, — в составе двух блоков», — поясняет эксперт.
Но главной целью строительства как трубы Ямал — Европа-2, так и отвода в Калининградскую область, по словам главы ФНЭБ, является окончательная демонстрация потенциально ненадежным странам-транзитерам, что их время ушло и больше никаких транзитных зон не будет. «Москва дает понять Украине и Литве, что те страны, которые конфликтуют с Россией, лишаются транзитных преимуществ», — говорит Симонов.