Вклады состоятельных клиентов российских банков не будут облагаться дополнительным налогом. Минфин отказался от этой идеи после продолжительных дебатов, заявил в среду глава ведомства Антон Силуанов. Соответствующую инициативу о введении налога на доходы физических лиц (13%) для процентных доходов по депозитам в размере свыше 1 млн рублей в год обсуждали с конца 2012 года.
С инициативой по уравниванию условий налогообложения доходов физлиц от банковских депозитов, акций и облигаций Минфин выступил в конце ноября 2012 года. Держателей вкладов, по которым процентный доход превышает 1 млн рублей в год, можно было бы рассматривать как крупных институциональных инвесторов, объяснял Силуанов. В то же время дивиденды и купонные выплаты налогом облагаются вне зависимости от суммы дохода.
Сейчас процентный доход облагается налогом, если ставка по вкладу выше ставки рефинансирования на 5 процентных пунктов. Ставка рефинансирования сейчас – 8,25%, а в марте 2013 года ставки по депозитам физических лиц в 10 крупнейших банках России не превышали 9,98%. Соответственно, процентный доход по депозитам налогом не облагался. Если бы предложение о налогообложении крупных вкладов прошло, то оно коснулось бы депозитов свыше 100 млн рублей.
Поэтому Минфин предлагал выровнять налогообложение для доходов с депозитов и ценных бумаг. В частности, Сиуланов говорил о возможности отмены сборов с дивидендов до 1 млн рублей (сейчас 9%) и купонного дохода с облигаций ниже этой же суммы (сейчас 13% вне зависимости от размера).
Проработка этого предложения входила в список поручений, данных премьер-министром Дмитрием Медведевым по итогам совещания о совершенствовании налоговой системы. В числе этих поручений было также обсуждение вопроса о введении налога с продаж, но от его введения уже отказались. Еще одна инициатива – отмена льгот по налогу при продаже недвижимости и земли, если это не единственная собственность.
Законопроект о выравнивании условий налогообложения процентных доходов физлиц от банковских депозитов, акций и облигаций был подготовлен и внесен в правительство, знает источник «Газеты.Ru» в Минфине.
О причинах, побудивших ведомство отказаться от налога на процентный доход по крупным депозитам, Силуанов не рассказал. «Мы просто не будем вводить налог на вклады, как это сделал Кипр», — говорит источник.
Против идеи высказывался глава Центробанка России Сергей Игнатьев. Введению такого налога мешает сложная система администрирования, объяснял он. «Для того чтобы применять такую ставку, надо создать мощнейшую систему, чтобы знать информацию по всем вкладчикам, по всем банкам и по всем вкладам», — указывал Игнатьев. По его словам, российские власти не смогут получить информацию обо всех российских вкладчиках, имеющих депозиты в зарубежных банках.
Возражения Медведеву высказывал и глава РСПП Александр Шохин. Льготные налоговые ставки, по его мнению, могли бы помочь возвращению крупных вкладчиков из кипрских банков в российские.
Минфин отказался от идеи налога на доходы по вкладам состоятельных клиентов в том числе под давлением экспертного и банковского сообщества, говорит исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. «Есть два пути – идти по пути привлечения инвестиций или ужесточать фискальные меры, которые оказываются временными», — указывает эксперт. По его мнению, обеспечение комфортности размещения средств, в том числе и на депозитах, служит улучшению инвестклимата. «В противном случае большие деньги будут искать более удобный режим в других юрисдикциях. А у нас огромный отток капитала и сложности с административными барьерами», — поясняет Мурычев. В то же время массового возвращения крупных российских вкладчиков из кипрских банков он не ждет. «Основная часть вкладчиков уйдет в другие офшорные зоны – туда, где созданы подобные Кипру условия, например в Люксембург», — считает эксперт. По его мнению, привлекательным в сложившейся ситуации может оказаться и банковский сектор Латвии.
В случае введения данной меры многие российские банки потеряли бы крупных вкладчиков и столкнулись бы с дроблением депозитов, считает главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров. «В итоге это привело бы к тому, что часть крупных вкладов начала бы перемещаться за границу, где отслеживать доход затруднительно», — говорит он.
Кроме того, внедрение системы отслеживания движения средств по депозитам потребовало бы огромных инвестиций и дополнительной работы для банков и самих контролирующих органов, указывает эксперт. «Минфину и ФНС пришлось бы создавать огромные департаменты для отслеживания движения по вкладам», — отметил Тихомиров. А доходы для бюджета вряд ли были бы большими, так как крупные вкладчики нашли бы способы избежать этого налога, считает экономист.
Российская банковская система нуждается в мерах стимулирования притока средств, а предложение Минфина создавало угрозу оттока вкладов, согласен глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Отказ от введения дополнительного налога он считает позитивным фактором и допускает, что крупные вкладчики могут переместить свои депозиты с Кипра в Россию.
К введению такого налога не готовы ни банки, ни граждане, считает экономист московского офиса Всемирного банка Сергей Улатов. «Сейчас депозиты не являются основным источником ликвидности, как это происходит в зарубежных банках, — объясняет экономист. — Такая мера может затормозить или прекратить рост доли депозитов в банковской системе». Спорным является и вопрос о сумме отсечения, считает эксперт. «В нашей стране норма сбережения невысокая. Ее нужно повышать, поэтому и сумму отсечения нужно обсуждать», — указывает экономист.