Центробанк принял решение сохранить ставку рефинансирования на уровне 8,25% годовых. Но на 0,25 процентного пункта снизил ставки по кредитам под залог ценных бумаг на длительные сроки — на 0,25%. Ставка по кредитам на три месяца составит 6,75%, шесть месяцев — 7,25%, год — 7,75% годовых.
«Указанное решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста», — сообщил департамент внешних и общественных связей ЦБ.
Рост замедляется, указывает ЦБ: риски торможения возросли. На это указывает динамика основных макроэкономических индикаторов в феврале. «Годовые темпы роста инвестиций в основной капитал остались невысокими. Продолжились снижение объема промышленного производства и замедление роста розничного товарооборота», — объяснил причины торможения ЦБ.
Инфляция остается выше целевого диапазона в 7%, свидетельствуют данные за первые три месяца это года. Текущие темпы инфляции связаны прежде всего с ростом цен на продовольственные товары и динамикой отдельных регулируемых цен и тарифов. Темпы инфляции вернутся в целевой диапазон во втором полугодии 2013 года, отмечается в сообщении ЦБ.
Сейчас у ЦБ нет мандата на стимулирование экономического роста, он может появиться при трансформации ЦБ в мегарегулятора, уточняет Ольга Беленькая, замдиректора аналитического департамента «Совлинк».
Риторика уже свидетельствует о готовности ЦБ смягчить монетарную политику ради роста ВВП. «Регулятор идет навстречу правительству, которое требует от регулятора большей гибкости, повышения доступности кредитов для бизнеса. По этой причине сегодня были снижены, в частности, ставки по долгосрочным кредитам, что в конечном счете будет способствовать появлению «длинных денег», стимулировать экономический рост», — говорит Беленькая.
Россия исчерпала потенциал действующей модели экономического роста с опорой на экспорт сырьевых ресурсов и значительного присутствия государства в экономике, сказал научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин, представляя анализ перспектив роста: «Нужна новая модель».
Но возможное снижение ставки рефинансирования и дешевые кредиты не решат проблему экономического роста, уверен экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Сейчас, какие бы деньги ни пришли в российскую экономику, работать они не будут. Рост ВВП у нас вялый, 3% или ниже в этом году, за 3% еще надо побороться. Каждый месяц этого года склонял нас к уменьшению оценок роста», — сказал Кудрин. По его оценке, экономический рост менее 3% означает стагнацию российской экономики и отставание от мировой.
Основой рабочей модели может стать «новый бизнес» — компании, ориентированные на развитие в рыночных условиях, но не имеющие достаточных стимулов для инвестирования в существующих институциональных рамках.
И «новая бюрократия» — эффективные профессионалы и продвинутые региональные элиты, заинтересованные в динамичном развитии своих территорий. Российская элита должна договориться о «формировании системы правил, которые ею же и будут соблюдаться и не будут мешать долгосрочным целям развития экономики и общества», считает Ясин.
Создать модель роста на базе госрегулирования или модель на основе вертикали власти нельзя, категоричен Кудрин.