Темпы прироста аудитории интернета в России замедляются, свидетельствуют данные исследования, которое провел «Яндекс». С 2011 по 2012 год показатель увеличился на 12%, хотя с осени 2010 по осень 2011 года прирост составлял 17%.
Месячная аудитория интернета в России к осени прошлого года составила 61,2 млн человек старше 18 лет — больше 52% всего совершеннолетнего населения страны, указывает «Яндекс», ссылаясь на данные фонда «Общественное мнение».
Ежедневно в интернет заходят примерно 47 млн человек, это 77% аудитории. Темпы роста в этой категории замедлились до 2%, заметно меньше, чем в предыдущие годы, замечают в «Яндексе».
Из семи федеральных округов темпы прироста аудитории не снизили лишь два — Уральский и Центральный. В 2012 году прирост интернет-аудитории в Уральском округе составил 18% против 14% в 2011 году. В Центральном округе показатель вырос на 17%, когда в 2011 году он увеличился на 15%. Южный федеральный округ продемонстрировал рост количества интернет-пользователей на 15%, хотя в 2011 году показатель увеличился на 25%. Сибирский федеральный округ – на 12% против 23% годом ранее. Темпы роста интернет-аудитории в Приволжском округе снизились в 2,5 раза – с 23% в 2011 году до 9% в 2012 году. Количество пользователей интернетом в Северо-Западном округе уменьшились с 8 до 6%. Наименьший прирост интернет-аудитории был зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе – если в 2011 году количество пользователей интернета выросло на 31%, то в 2012 году показатель увеличился лишь на 2%.
Тем не менее интернет-аудитория продолжает увеличиваться за счет регионов. 86% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, свидетельствуют данные «Яндекса».
В Москве прирост интернет-аудитории в прошлом году составил 12% против 6% годом ранее. Санкт-Петербург тоже продемонстрировал увеличение темпов роста количества пользователей интернета – с 6% в 2011 году до 8% в 2012 году. «Но происходит это за счёт увеличения населения мегаполисов, а не за счёт роста проникновения интернета (доли пользователей интернета среди жителей)», — предупреждают в «Яндексе». Проникновение интернета в Москве выросло в прошлом году на 2% — около 70% жителей города имеют доступ в интернет. В Санкт-Петербурге показатель увеличился на 1% до 71%.
Стоимость фиксированного доступа в интернет в крупных городах снижается, а проникновение мобильного интернета растет.
В Москве стоимость фиксированного доступа снизилась на 48% до 16 рублей за Мбит/сек. при росте проникновения мобильного интернета на 28% до 30% (стоимость мобильного доступа в интернет составила 144 рубля за 1Гб трафика). В Санкт-Петербурге стоимость фиксированного доступа в интернет снизилась на 58% до 13 рублей за Мбит/сек, а рост проникновения мобильного интернета составил 25% (стоимость мобильного доступа составила 85 рублей за 1Гб трафика).
Стоимость доступа в интернет за пределами Москвы и Санкт-Петербурга выше. В Центральном и Приволжском федеральном округах 1 Мбит/сек. в 2012 году стоил 24 рубля, в Уральском федеральном округе — 25 рублей. В Северо-Западном и Южном федеральном округах стоимость 1Мбит/сек. составляет почти 40 рублей. Самый дорогой интернет у жителей Дальневосточного федерального округа – 1 Мбит/сек. обходится потребителям в 197 рублей.
Мобильный доступ в интернет пока существенно дороже. В Уральском федеральном округе – 233 рубля за 1 Гб трафика. В Центральном, Сибирском и Дальневосточном округах стоимость 1 Гб трафика составляет более 100 рублей. В Южном, Северо-Западном и Приволжском округах стоимость мобильного доступа в интернет не превышает 100 рублей. Наименьшая цена за 1 Гб трафика зафиксирована в Южном федеральном округе – 55 рублей.
В Москве стоимость мобильного доступа в интернет составляет 144 рубля за 1 Гб трафика, в Санкт-Петербурге – 85 рублей.
За прошлый год аудитория мобильного интернета выросла на 35%, тогда как вся аудитория интернета увеличилась на 12%.
Леонид Делицын из «Финама» не удивлен снижением темпов прироста интернет-аудитории: активные пользователи уже имеют доступ в интернет, поэтому период активного наращивания аудитории прошел.
Снятие административных барьеров и создание новых более дешевых устройств позволили бы удешевить доступ в интернет и наращивать интернет-аудиторию за счет городов с населением менее 100 тысяч и сел, говорит эксперт.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова считает, что проблему с высокой стоимостью интернета в отдаленных округах позволит решить рост конкуренции на рынке и освоение регионов: «По мере насыщения рынка тарифная сетка выровняется, что позволит привлечь новых пользователей». Способствовать росту интернет-аудитории могут и качественно новые услуги и инновационные технологии доступа в интернет, добавляет она.
Пока таких нет, и российские интернет-корпорации прогнозируют снижение темпов прироста выручки, напоминает эксперт. «Если по итогам 2012 года у Mail.ru Group выручка выросла на 39%, а у «Яндекса» на 44%, то в 2013 году они ожидают увеличения выручки на 25–28% и 28–32% соответственно», — говорит Арутюнова.