Корпорации Apple придется внести изменения в правила гарантийного обслуживания в Китае или «по закону столкнуться с серьезными последствиями», предупредило в четверг государственное управление контроля за качеством КНР. Ультиматум стал итогом двухнедельной кампании, направленной против производителя iPhone и iPad в китайских СМИ.
Кампания началась 15 марта, во Всемирный день защиты прав потребителей, когда по китайскому центральному телевидению (CCTV) прошел репортаж о том, что Apple относится к своим китайским клиентам хуже, чем к западным. Apple «практикует двойные стандарты гарантийного обслуживания, в частности при выполнении ремонтных услуг и при обмене своей продукции», процитировала передачу газета «Жэньминь жибао».
Обвинение обосновывалось тем, что при жалобах на качество гаджетов в КНР сервисные центры Apple не выдают полностью новый аппарат, а оставляют старую заднюю панель. Это позволяет сократить гарантийные обязательства компании, поскольку замененный таким образом смартфон не может быть признан заменой, а значит, срок гарантийного обслуживания не продлевается на год, как должен был бы. В других странах, утверждают китайские журналисты, такого не происходит.
Вскоре выяснилось, что телеканал просил знаменитостей специально высказываться против Apple в социальных сетях, чтобы поддержать шоу. Это вызвало волну обвинений уже в адрес самого телеканала.
«Мы едим пережаренное масло — нормально! Мы пьем ядовитое сухое молоко — нормально! Мы пьем воду, в которой плавали дохлые свиньи, — нормально! Но то, что иностранцам заменяют заднюю панель iPhone, а нам нет, — это ненормально, это гораздо важнее, чем любая другая проблема», — говорится в одном из комментариев, его приводит Financial Times.
В ответ на выпад телеканала Apple разместила на официальном веб-сайте изложение правил гарантийного обслуживания на китайском. В то же время немецкий автопроизводитель Volkswagen, также подвергшийся критике в передаче 15 марта, сразу отозвал более 380 тысяч автомобилей, поскольку, как утверждали репортеры, у них проблемы с коробкой передач.
Вероятно, этот контраст реакций компаний разозлил китайские власти.
В «Жэньминь жибао» вышел ряд первополосных материалов, в которых Apple называлась «невероятно высокомерной», «бесчестной» и «жадной». «Вероятно, источник проблемы — западное чувство превосходства», — говорится в редакционной статье, цитата по FT.
Китай — второй по величине рынок сбыта для Apple после США, заявлял глава корпорации Тим Кук в январе, в ходе второго за десять месяцев визита в Пекин. По его словам, в будущем Apple видит Китай рынком номер один. Китайские продажи Apple в четвертом квартале 2012 года составили $7,3 млрд.
Apple не единственная компания из США, имеющая проблемы в Китае. Две недели назад Китай заподозрил корпорацию Coca-Cola в шпионаже, утверждая, что логисты местных заводов могли собирать картографические данные о засекреченных объектах. В начале марта исследовательский центр при правительстве Китая опубликовал доклад, говоривший, что китайские производители смартфонов слишком зависят от Google Android. В ответ на это власти пообещали ввести жесткие требования к производителям смартфонов, в том числе привлечь их к мониторингу онлайн-активности.
Скандалы на почве защиты потребителей в Китае распространены — вероятно, поэтому обвинения в отношении Apple воспринимаются населением без особенных эмоций.
«Думаю, что у этой кампании (против Apple — Газета.Ru) есть скрытые мотивы, — говорит известный китайский блогер Ши Бэйчень. — Во всяком случае, большинство серверов Apple находится не в Китае, поэтому китайскому правительству не удастся к ним применить свою обычную меру — введение цензуры».
Аналитики видят в этой кампании желание правительства КНР защитить местных производителей — Lenovo, Huawei и ZTE.