Крупнейшая социальная сеть Facebook тестирует размещение рекламы в ленте новостей пользователей, исходя из анализа активности на сторонних интернет-ресурсах. Новый инструмент — часть системы Facebook Exchange, которая была внедрена осенью 2012 года. Она позволяет отображать коммерческие объявления на основе истории переходов по сайтам. Ранее реклама публиковалась только справа от ленты новостей. Теперь, если пользователь уже посещал сайты рекламодателей, они могут размещать свои коммерческие сообщения в самой ленте новостей.
«Мы хотели дать рекламодателям и агентствам возможность размещать высокорелевантные сообщения в ленте новостей – на одной из самых популярных площадок в интернете», — говорится в корпоративном блоге Facebook.
«Позволить рекламодателям охватить аудиторию через ленту новостей очень важно, потому что наибольшее количество времени в Facebook люди посвящают именно ее просмотру. Мы верим, что реклама, которая будет размещаться через систему Facebook Exchange окажется более актуальной для пользователей», — считают представители социальной сети.
Пока Facebook проводит закрытое тестирование новой функции с ограниченным кругом партнеров, которые предлагают услуги по размещению рекламы в интернете.
В конце ноября прошлого года вице-президент корпорации Google Брэдли Хоровитц выступил с жесткой критикой в адрес Facebook, заявив, что метод привлечения рекламы компанией неэффективен. Размещать рекламные объявления по краям ленты новостей, как это делает Facebook, это все равно что использовать рекламные щиты на улицах, сравнил он.
«Такие рекламные объявления теряются в общем потоке и разочаровывают рекламодателей», — сказал Хоровитц. По его мнению, для пользователей важно получить рекомендации от других пользователей, которым они доверяют. Если бы Facebook размещал рекламу, исходя их этих правил, то был бы более эффективным, считает топ-менеджер конкурирующей сети.
84% выручки Facebook генерирует за счет продаж от рекламы (в четвертом квартале 2012 года доходы выросли на 40%, до $1,59 млрд). Новый инструмент для рекламодателей имеет критическое значение для дальнейшего развития компании, потому что в будущем с его помощью она сможет эффективнее монетизировать мобильную версию социальной сети.
Аудитория Facebook в конце прошлого года превысила 1 млрд пользователей. В декабре примерно две трети всех юзеров Facebook заходили в социальную сеть через смартфоны и планшетные компьютеры.
Если новая функция будет внедрена, она может стать, с одной стороны, самым прибыльным способом монетизации за счет рекламы, но с другой – спровоцировать новые опасения относительно защиты персональных данных пользователей социальной сети, если она будет слишком навязчивой, предупреждают аналитики, опрошенные Financial Times.
Если коммерческие объявления будут публиковаться в среде, где общаются родственники и друзья, это может иметь негативные последствия, считает аналитик Altimeter Group Ребекка Либ. Реклама, которая и так преследует пользователей в веб-пространстве, может вызывать отвращение — этот эффект будет только усиливаться, если она будет появляться в личном пространстве, считает эксперт.
Переизбыток такой рекламы без сглаживающего эффекта аналитик BTIG Research Ричард Гринфилд считает риском для социальной сети: пользователи могут начать воспринимать сообщения в «ленте» как спам.