Британский финансовый холдинг HSBC закрывает в России инвестфонд Hermitage Capital Management, сооснователем которого является инвестор Уильям Браудер. «Размеры Hermitage стали такими, что он оказался нежизнеспособным», — объяснил Браудер газете Financial Times. В 2005 году фонд был одним из крупнейших портфельных инвесторов в России и владел акциями российских компаний на $4 млрд.
Активы фонда на данный момент оцениваются в $60 млн, пишет FT, ссылаясь на инсайдерскую информацию.
По словам Браудера, решение о закрытии фонда в России принимал HSBC Holdings. Деятельность Hermitage Capital Management, связанная с другими развивающимися странами, не затронута этим решением, уточнил он.
Самое громкое дело, связанное с работой Hermitage Capital в России, — «дело Сергея Магнитского». Юрист Сергей Магнитский выявил схему незаконного возврата налогов на 5,4 млрд рублей, использовавшуюся сотрудниками налоговых органов. Затем сам Магнитский был обвинен в уклонении от уплаты налогов и скончался в ноябре 2009 года в больнице следственного изолятора после 11 месяцев предварительного заключения.
В марте 2013 года Следственный комитет России решил закрыть уголовное дело о смерти Магнитского.
Сам Браудер также фигурирует в уголовном деле об уклонении от уплаты налогов. В начале февраля 2013 года источник в правоохранительных органах говорил, что Магнитский предложил Браудеру создать специальное предприятие из двух зарегистрированных в Калмыкии компаний, чтобы скупать с их помощью акции «Газпрома». 7 марта Браудеру предъявили заочное обвинение по делу о незаконной скупке этих акций. По версии следствия, Браудер руководил фирмами, участвовавшими в покупке акций «Газпрома» в обход запрета на их продажу иностранцам. Также отмечалось, что Браудер, скупая акции «Газпрома» в обход российского законодательства, стремился навязать компании свою политику. Еще раньше, в 2005 году, Браудеру был запрещен въезд в Россию в связи с угрозой национальной безопасности.
Браудер называет претензии к нему попыткой давления со стороны Кремля за то, что он инициировал принятие так называемого акта Магнитского в США — закона, вводящего санкции против лиц, ответственных в нарушении прав человека и, предположительно, причастных к смерти Магнитского, принят в декабре 2012 года. Еще до этого в 2011 году США запретили въезд в страну фигурантам «списка Магнитского» — 60 чиновникам МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генпокуратуры и ФСИН.
С августа 2012 года HSBC фактически заморозил деятельность Hermitage в России. Тогда Hermitage прекратил раскрывать оценки фонда, ссылаясь на то, что идет подсчет расходов, которые потребуются на судебные разбирательства из-за поданного в Лондоне иска бывшего российского следователя МВД Павла Карпова против Браудера и Hermitage Capital.
После этого большинство инвесторов пожелали изъять свои деньги, рассказывает акционер фонда, председатель Altima Asset Management Тимоти Эннекинг, но фонд отказался выдать им их, объяснив, что не располагает точной стоимостью пакетов, поскольку не принято решение, должен ли фонд брать на себя судебные издержки в деле против Браудера.
«Пока это решение не принято, невозможны никакие вложения или погашения, деятельность фонда останется замороженной», — цитирует FT письмо HSBC Эннекингу от января 2013 года. HSBC «держит нас в заложниках без веских причин», жаловался Эннекинг.
HSBC — официальный консультант правительства России, он вошел в 23 банка, выбранные для оказания помощи по вопросам приватизации.
Браудер отмечал, что отношения с Hermitage создают проблемы для HSBC в отношениях с российскими властями. Российские следователи, по его словам, угрожали банку обысками в его московском офисе, чтобы изъять документы по сделкам фонда.
Но в последнее время на фоне финансового кризиса в Европе HSBC проводит массовые сокращения расходов и персонала, в связи с чем закрывает подразделения.