Министры финансов стран БРИКС на встрече во вторник не пришли к соглашению по параметрам регионального Банка развития.
Обсуждение состоялось в южноафриканском Дурбане, в котором стартовал саммит стран — членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Участие в саммите принимают главы государств — участников группы.
Создание Банка развития было одной из ключевых тем саммита. «Сегодня рассматривали этот вопрос. Был подготовлен перечень вопросов, на которые надо было ответить, а именно: капитал, механизм управления, будут ли преференции или будут приниматься консенсусом решения», — сообщил участвующий в работе саммита министр финансов России Антон Силуанов.
Споры вызвал размер страновых взносов. Создание такого банка потребовало бы «оплатить капитал в $10 млрд, по $2 млрд от каждой страны».
«Деньги немаленькие. Нам будет очень непросто это в парламенте обсуждать, не только нам, но и другим странам. Поэтому как идея она обсуждалась, позитивно высказывались по ней, по механизму реализации будем работать дальше», — добавил Силуанов.
Также странам не удалось прийти к единому мнению, будет ли управление банком проводиться пропорционально размеру взноса либо на равных условиях, независимо от размера взноса, сообщил министр финансов, добавив, что вопрос о создании Банка развития остается открытым.
«В целом констатировали, что мы продолжим работу над созданием банка БРИКС после ответа на нерешенные вопросы», — резюмировал Силуанов.
Позиция России в отношении БРИКС накануне саммита сформулирована в опубликованной на сайте президента «Концепции участия»: в 15-страничном документе речь идет о задачах внешнеполитической деятельности России в БРИКС на долгосрочный период. В сфере политики, международной безопасности и экономики.
«В центре переговоров будут вопросы оздоровления международной экономической ситуации. Темпы роста глобальной экономики не позволяют говорить об уверенном посткризисном восстановлении. В этой ситуации многое зависит от солидарных действий государств БРИКС по расширению взаимных торгово-инвестиционных связей, продвижению совместной повестки в рамках «группы двадцати», особенно с учетом председательства России в этом форуме», — пояснял накануне визита Владимира Путина в ЮАР помощник президента по международным делам Юрий Ушаков.
По его словам, в ходе переговоров предстоит обмен мнениями по финансовой кооперации между странами группы БРИКС. «Имеется в виду продолжить обсуждение идеи создания Банка развития БРИКС», — добавил Ушаков.
О создании регионального банка говорил и заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. «Мы на пороге принятия официального решения на эту тему», — заявлял он в конце прошлой недели.
В докладе, подготовленном к саммиту Национальным комитетом по исследованию БРИКС (возглавляет Вячеслав Никонов, первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам), предлагается создать банк развития с уставным капиталом в $50 млрд и штаб-квартирой в Москве, а также Банк международных расчетов стран БРИКС и антикризисный фонд. Но источник, близкий к Минфину, ранее говорил «Газете.Ru», что решение о создании фонда в ближайшее время принято не будет.
Экономисты уверены, что идея банка пяти стран рациональна, но для ее реализации сейчас неудачное время. «Не думаю, что проект будут похоронен. Скорее, он будет отложен из-за бюджетных ограничений», — полагает главный экономист российского офиса Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева не удивлена, что главы финансовых ведомств не смогли договориться о создании Банка развития.
«Экономика России замедляется, очевиден недобор доходов. В таких условиях не стоит реализовывать проекты с большой политической составляющей», — говорит она.
О том, что экономический рост в России остановился, это еще не рецессия, как в 2008 году, но экономика взяла паузу, признают в Минэкономразвития. За первые два месяца ВВП вырос менее чем на 1%.
Действующий закон о бюджете на период 2013—2014 годов сверстан, исходя из прогнозной цены нефти Urals $97 за баррель. По нему доходы федерального бюджета в 2013 году составят 12,7 трлн рублей, расходы — 13,7 трлн рублей, дефицит, соответственно, — 1 трлн рублей.