В пятницу глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент китайской компании CNPC Чжоу Цзипин подписали меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества по проекту трубопроводных поставок газа в Китай по так называемому восточному маршруту. Подписание состоялось в Кремле в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
«Подписанный документ имеет стратегический и долгосрочный характер, определяет параметры поставок российского природного газа в Китай по «восточному» маршруту и закладывает основу 30-летнего контракта на поставку газа из России в КНР», — отметил Миллер.
По словам топ-менеджера, поставки должны начаться в 2018 году, их объем составит 38 млрд кубометров в год с возможным увеличением до 60 млрд кубов.
О поставках газа Россия и Китай пытаются договориться с 2004 года. Пекин заинтересован в российском топливе: ожидается, что уже к 2020 году спрос на газ в КНР достигнет 300—350 млрд кубометров в год. Собственная добыча в Китае даст около 115 млрд кубометров, еще около 80 млрд кубометров китайцы смогут обеспечить за счет закупок сжиженного газа (СПГ). Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не превысят 40 млрд кубов.
А к 2030 году, по прогнозам мировых экспертов, потребление газа в Китае превысит европейское, которое сейчас составляет около 600 млрд кубометров.
Но сегодня Россия и КНР не могли договориться о цене. Изначально «Газпром» настаивал на европейском тарифе для китайцев. На момент последних высокопоставленных переговоров (лето 2012 года) она составляла около $450 за 1 тыс. кубометров. Китай настаивал на $250. Позже, по данным источников, китайцы согласились на цену около $350.
Китай не может покупать газ по цене, предложенной «Газпромом», так как тарифы в КНР регулируются государством. То есть китайским компаниям придется закупать газ дороже, чем они его смогут в дальнейшем продать на внутреннем рынке. По неофициальной информации, поводом для предоставления скидки могла стать предоплата. Источники сообщали, что «Газпром» требует от Китая $25 млрд аванса, которые нужны российской монополии в том числе на прокладку газопроводов до КНР. Некоторые источники называли цифру в $40 млрд.
Согласно предварительному плану поставок, они должны осуществляться по двум направлениям — западному (газопровод «Алтай» мощностью 30 млрд кубометров в год) и восточному (труба от Хабаровска, 38 млрд кубов). Оба этих газопровода еще в проекте, причем отраслевые эксперты отмечали, что на обе ветки хватило бы $25 млрд.
Позднее китайская CNPC заявила, что у нее нет даже $25 млрд свободных средств, а следовательно, ей придется привлекать кредиты, обслуживание которых обойдется CNPC слишком дорого.
Во вторник председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков говорил, что газовая монополия обсуждает с CNPC возможность софинансирования строительства газопровода, а также привлечения кредита от КНР. «Софинансирование, вариант кредита или аванса для постройки трубы позволит «Газпрому» быть более гибким при согласовании цены с китайцами», — комментирует аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.
То есть цена российского газа для КНР может быть снижена. «Главное для «Газпрома» сейчас — не упустить очень перспективный китайский рынок, уже и так было потрачено слишком много времени», — говорит Крюков.
Алексей Миллер заявил, что Китай оплатит поставки авансом. По словам главы «Газпрома», цена будет определена по формуле, но развивать тему Миллер не стал. Как сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом переговоров, формула пока не согласована.
Владимир Путин и Си Цзиньпин, по словам источника, поставили компаниям жесткие сроки: «Газпром» и CNPC должны договориться до конца года.
«При заявленных затратах на проект «Сила Сибири» (газопровод Якутия — Хабаровск — Владивосток, по которому и планируется поставлять газ в Китай, тот самый восточный коридор), которые должны составить 770 млрд рублей, себестоимость газа на границе Китая будет выше, чем ценовые требования Пекина», — отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По словам эксперта, снижение себестоимости будет возможно только в том случае, если строительство газопровода «Газпром» поручит китайской стороне. «У китайцев затраты на 1 км трубы втрое меньше, чем в аналогичных российских проектах», — подчеркивает эксперт.
Как рассказал «Газете.Ru» источник в Минэнерго, пакет соглашений с Китаем предполагает и поставки сжиженного природного газа, причем участвовать в них будет не только «Газпром», но и «Новатэк».
«Газпром» будет поставлять СПГ со своего действующего завода в Сахалине и с завода во Владивостоке, который на сегодняшний лишь в проекте. «Новатэк» будет поставлять сжиженный газ со своего проекта «Ямал-СПГ», который предусматривает строительство завода мощностью 16,5 млн т в год, а также мощностей по хранению и отгрузке сжиженного газа. Газ пойдет с Южно-Тамбейского месторождения (запасы — 418 млрд кубометров газа и 15 млн т газового конденсата), принадлежащего «Новатэку». Проект должен быть запущен в 2016 году, инвестиции оцениваются примерно в $30 млрд. В октябре 2011 года французская Total приобрела 20% в проекте, заплатив $425 млн.
На сегодняшний день правом экспорта газа, в том числе СПГ, обладает только «Газпром». «Новатэк» уже давно пытается добиться либерализации экспорта сжиженного газа.
В конце 2012 года президент Владимир Путин поручил «Новатэку» и «Газпрому» совместно провести работу по заключению экспортных контрактов по СПГ.
Связаться с представителем «Новатэка» пока не удалось.
«Либерализация экспорта СПГ станет позитивом для России — это означает больше инвестиций, — говорит президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. — Главное, чтобы не было ненужной конкуренции. Но при согласованной политике поставок, как того и требовал Путин, это будет только к лучшему».
Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко считает, что вряд ли СПГ «Новатэка» будет конкурировать со сжиженным газом «Газпрома». Дело не в том, что такова была директива правительства, а исключительно по экономическим причинам, указал эксперт. «Ямал слишком далеко от Китая, «Газпрому» поставлять СПГ из Владивостока будет гораздо удобнее», — отмечает он.