Отток капитала из России в феврале составил $6 млрд, такую оценку дает Министерство экономического развития, сообщил заместитель министра Андрей Клепач. В январе из страны ушли $8—10 млрд, свидетельствуют подсчеты ведомства.
Официальный прогноз по итогам года остается на уровне от нуля до $10 млрд: в Минэкономразвития рассчитывают, что отток капитала во втором полугодии сменится на приток. Прогноз ЦБ — $10 млрд при цене нефти в $97 за баррель. Личные оценки чиновников отличаются от официальных. В начале марта министр финансов Антон Силуанов заявлял, что хочет быть оптимистом, поэтому оценивает отток в $10—15 млрд.
В феврале глава Минэкономразвития Андрей Белоусов говорил, что отток может составить $50 млрд.
Но впоследствии Клепач уточнял: обозначенная министром цифра не является официальным прогнозом ведомства.
По итогам 2012 года, посчитал ЦБ, из России было выведено $56,8 млрд. В 2011 году — $80,5 млрд.
Эти цифры могли бы быть еще меньше. В конце прошлого года РФПИ, Ernst & Young и Центр национального интеллектуального резерва МГУ предложили рассчитывать показатель по-другому. В частности, зарубежную экспансию российских компаний нельзя считать негативной тенденцией оттока капитала из страны, говорилось в их исследовании. Выводимые в форме прямых инвестиций в офшоры средства не должны считаться оттоком — часть из них потом возвращается в Россию. При пересчете по такой методике показатель 2011 года снизился бы с $80,5 млрд до $32,3 млрд.
Но в ЦБ изменять методику не стали.
В Минэкономразвития считают, что планируемые жесткие меры Кипра по списанию средств с депозитов вряд ли скажутся на притоке или оттоке капитала из России. Но во вторник первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключил, что часть капиталов с Кипра может прийти в российскую экономику. «И на фоне того, что происходит в целом в еврозоне, происходит в других странах, у России есть хорошие перспективы, чтобы определенные суммы получить в свои российские инструменты и на депозиты российских банков», — полагает чиновник. «Это плохо, если кто-то теряет, но с точки зрения того, что может приобрести от этого Россия, Россия скорее приобретет, чем потеряет», — сказал он.
Динамика оттока или притока капитала будет зависеть в том числе от решения кипрской проблемы, говорит управляющий партнер Ernst&Young в России Александр Ивлев. «Вполне вероятно, что часть капитала, которая находится на Кипре, может вернуться в Россию», — не исключает эксперт. По его словам, в связи с проблемами рекапитализации банковской системы Кипра инвесторы ищут различные возможности для вложения средств, которые держатся в этой стране. «Инвесторы продолжают искать возможности для диверсификации вложений», — указывает Ивлев.
Тенденцию оттока капитала по-прежнему определяют фундаментальные причины — слабость российской экономики, которая выражается в падении промышленного производства, не соглашается директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
«Пока мы оцениваем отток по итогам года на уровне $80—100 млрд, прогноз пессимистичный», — указывает экономист.
Он напомнил, что в феврале объем промпроизводства в России снизился на 2,1%, в январе — на 0,8%. «Если в прошлом году российская экономика демонстрировала рост, но отток капитала бы на уровне $58,6 млрд, то при нынешнем замедлении чуда не будет», — отметил Николаев. По его словам, пример Кипра свидетельствует о том, что деньги будут уходить из проблемных экономик. «И этот процесс интенсифицируется. Февральские $6 млрд покажутся совсем неплохим показателем», — считает эксперт.
Январские и февральские показатели оттока капитала свидетельствуют о сохранении тенденции прошлого года — ежемесячном оттоке в $5—10 млрд, полагает директор Центра структурных исследований Гайдаровского института Алексей Ведев. «Этот показатель трудно прогнозировать, он достаточно рукотворный. К примеру, на него может оказать влияние допэмиссия или размещение акций ВТБ», — приводит пример экономист. «Уложиться в общегодовой прогноз можно, но общая тенденция такова, что отток сохранится», — считает он.
Показатель может уменьшиться из-за снижения вывода капитала из России на Кипр, не исключает Ведев. Но притока из этой страны он не ждет. «Конъюнктура российской экономики по-прежнему плохая, промышленность замедляется», — объясняет он.