Правительство и Центробанк до 29 марта подготовят план расширения механизмов рефинансирования коммерческих банков и дифференциации подхода при формировании резервов на вероятные потери по ссудам. Решение опубликовано по итогам совещания по вопросу развития банковского кредитования, которое Дмитрий Медведев провел 4 марта. Темой совещания было увеличение кредитования реального сектора.
Речь идет о расширении инструментов, принимаемых в зачет Центробанком в обеспечение, объясняет источник «Газеты.Ru», знакомый с итогами совещания. Сейчас ЦБ финансирует банки под залог ценных бумаг из ломбардного списка. Он был расширен в 2008 году в качестве одной из антикризисных мер, тогда в него были включены бумаги компаний, признанных правительством системообразующими. Как правило, их займы имели государственные гарантии. Но с января 2011 года ЦБ отказался принимать в залог бумаги без присвоения им рейтинга одним из международных рейтинговых агентств — Standart & Poor's, Fitch, Moody's. Минфин в декабре прошлого года предложил включать в ломбардный список ЦБ выпуски ценных бумаг, имеющие рейтинги агентств, аккредитованных на территории России (в том числе пять национальных — «Мудис Интерфакс», «Эксперт РА», «Рус-Рейтинг», АК&М и Национальное рейтинговое агентство).
Банковское сообщество еще в 2008 году предлагало Владимиру Путину, занимавшему тогда пост премьер-министра, другие варианты расширения рефинансирования коммерческих банков, в том числе в залог предлагалось принимать кредитные требования и векселя субъектов экономики.
По данным источника, сейчас ЦБ, профильные чиновники правительства и профессиональное сообщество обсуждают возможность рефинансирования под новые виды залогов.
«Это кредиты, выданные под экспортные контракты надежных поставщиков, под валюту, кредиты малому и среднему бизнесу», — перечисляет он обсуждаемые варианты залогов под кредиты ЦБ.
Новые механизмы рефинансирования не обсуждались непосредственно на совещании, утверждает один из его участников и уточняет, что инициативы могли быть выдвинуты позднее. «Обсуждалось, что ликвидность имеет тенденцию к сжатию, и в этом смысле неплохо было бы что-нибудь сделать», — говорит он.
Еще одно послабление, на которое в правительстве готовы пойти ради увеличения кредитования реального сектора, — дифференцированный подход при формировании резервов. «Имеется в виду введение индивидуального подхода к оценке банковских рисков», — объясняет собеседник «Газеты.Ru», принимавший участие в дискуссии. ЦБ не против, но у него есть две сложности, говорит он. «Утвердить закон, в котором будут прописаны полномочия регулятора, и второе — в ЦБ таких людей (способных сертифицировать внутренние банковские системы оценки рисков) мало: это требует большой компетенции», — перечисляет источник.
«Закон в правительстве гуляет, и они обсуждали, что его надо вытянуть и протолкнуть», — говорит источник.
В конце прошлого года в ЦБ выпустили письмо 192-Т (рекомендации к расчету кредитного риска на основе внутренних рейтингов банков – «Газета.Ru»), и это делалось именно под такую инициативу, рассказывает источник в ЦБ.
Но пока ЦБ не может разрешить банкам применять эти рейтинги для расчета достаточности капитала. «У нас нет полномочий выдавать такие разрешения», — объясняет источник в ЦБ. Сначала необходимо получить законодательное право, потом выпустить нормативную базу и только потом банки начнут приходить, объясняет он.
«Двинуться дальше мы (ЦБ) не можем, потому что парламент пока не подготовил поправки в закон», — жалуется источник.
Подход на основе внутренних рейтингов банков к расчету кредитного риска является альтернативой стандартизированному подходу, при котором используются фиксированные коэффициенты кредитного риска для разных групп активов, определяемые ЦБ. Инициатива была предложена в рамках правил «Базель-2». Но воспользоваться собственной методикой расчета кредитного риска смогут не все банки. ЦБ станет сертифицировать внутренний подход банка к оценке рисков, только если он используется не менее трех лет.
В качестве обеспечения по ссудам ЦБ мог бы принимать ссуды 1-й категории в соответствии со своей же классификацией, считает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. Доля таких кредитов в общем объеме ссуд на 1 января составляет 58,5%. или 21,06 трлн рублей, подсчитывает аналитик. «Из этого количества нужно убрать межбанковские кредиты (МБК), так как кредитование под них не оказывает большого стимулирующего эффекта для экономики», — говорит он. Таким образом, доля ссуд первой категории без МБК составит 17,04 трлн рублей. Это солидная залоговая база, даже если взять дисконт 30–40% (то есть реально давать деньги в объеме 60–70% от залоговой стоимости ссуды), уверяет аналитик.
«Сумма действительно ощутимая. Задолженность банков по всем инструментам рефинансирования ЦБ равна сейчас 1,74 трлн рублей, из них 1,35 трлн рублей составляет задолженность по РЕПО с ЦБ», — заключает он.
В Райффайзенбанке видят определенные ограничения для банков, связанные с формированием долгосрочной тенденции дефицита рублевой ликвидности. «Сейчас, когда задолженность банков перед госсектором достаточно высока, смягчение проблемы дефицита возможно за счет дальнейшего усовершенствования механизма и расширения инструментов рефинансирования Центробанком», — говорит аналитик банка Мария Помельникова.
Банкам необходимо удлинение сроков кредитования в ЦБ, потому что в противном случае им сложно поддерживать рост кредитного портфеля, утверждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Можно также обсуждать расширение списка активов, под которые ЦБ предоставляет рефинансирование», — не исключает она. В любом случае российские банки находятся в условиях, когда проблемы роста фондирования сохраняются, и поддержка от ЦБ важна для сектора, резюмирует Орлова.
Для того чтобы кредитные продукты были понятны ЦБ при приеме их в качестве обеспечения, необходима их стандартизация, говорит президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. «Если риски по ним не будут вызывать вопросов у регулятора, то он будет более охотно рефинансировать под них банки, но, конечно, с дисконтом», — добавляет он.
Варианты по расширению механизмов рефинансирования банковское сообщество предлагает давно, отмечает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. «В том числе и портфели кредитов среднему бизнесу принимать в залог», — говорит он. И ЦБ значительно продвинулся в расширении инструментария рефинансирования, приема в залог бумаг более расширенного перечня предприятий, добавляет Мурычев.