Партнер российского «Газпрома» германская нефтегазовая компания Wintershall предлагает развивать добычу сланцевого газа в Германии.
«Германия могла бы обеспечить минимум 14% своей потребности в газе собственным сланцевым газом на 100 лет», — заявил глава компании Райнер Зеле на пресс-конференции в Касселе.
По его словам, сланцевый газ преумножает объем запасов, вызывает сдвиги в ценовой структуре, становится элементом конкурентной борьбы — себестоимость производства в США сейчас на 7% ниже, чем в Китае, и на 15% ниже, чем в Европе. Нефть в США— на 20% дешевле, чем в Европе, а газ — почти на 70%.
Wintershall несколько лет назад купил участки для разведки сланцевого газа в Германии. Компания реализует опытный проект разведки сланцевого газа в партнерстве с норвежской Statoil, а также имеет пилотный сланцевый проект в Аргентине.
Сланцевые месторождения сосредоточены в северной части Германии. По предварительным данным, общие ресурсы сланцев в стране составляют до 2,3 трлн кубических метров. Сложность в том, что для их разработки применяется технология гидроразрыва пласта, которая получила неоднозначную оценку экологов из-за возможности негативного влияния на сейсмику, а также рисков загрязнения питьевой воды.
С 2011 года ни одна заявка на применения гидроразрыва не получила разрешения соответствующих органов, включая не только сланцы, но и традиционную добычу. Из-за этого в 2012 году производство газа упало на 10%.
В конце февраля министерство экологии и министерство экономики Германии договорились о совместном проекте закона о добыче сланцевого газа с использованием этой технологии. Проект закона в частности запрещает гидроразрыв на природоохранных территориях и у скважин с питьевой водой. Кроме того, для каждого проекта обязательно проводится оценка воздействия на окружающую среду. «Мораторий на гидроразрыв - это не теория, а уже давно угрожающий местной добыче факт», — отметил Зеле, добавив, что лучше разрабатывать технологии добычи с соблюдением строгих предписаний, чем полностью запрещать ее.
Потребности в газе Германии велики, особенно из-за отказа от использования атомной энергии после аварии на Фукусиме. В 2012 году газ составлял 21% энергобаланса страны, уголь, который ФРГ ввозила из США, где он успел подешеветь из-за разработки сланцев, — 25%, нефть — 33%. Большую часть поставок газа обеспечила Россия (34%), на Норвегию пришлось 23%, на Нидерланды - 20%. Германия обеспечила себя газом в прошлом году только на 11%.
Группа немецких ученых, проводивших предварительную оценку возможных рисков, считает, что причин для тотального запрета технологии гидроразрыва в ФРГ нет, сообщил один из членов группы Мартин Заутер. Кстати, без нее нерентабельна еще и добыча газа плотных пород, проекты по которому в стране также есть. Но возражения немецких экологов и властей земель, особенно перед выборами, назначенными на сентябрь, остаются весьма серьезными.
«Если в Северной Америке «сланец» добывают в малонаселенных штатах (в частности, в Техасе), Европа для этого достаточно густо населена, и существуют риски загрязнения питьевой воды. Кроме того, либеральное законодательство в США позволяет владельцу участка земли стать на этом участке и недропользователем и заняться добычей газа, что невозможно в Европе», — объясняет директор по развитию бизнеса в странах СНГ Argus Вячеслав Мищенко.
В настоящее время коммерческая добыча только в Северной Америке. Франция и Болгария отказались от добычи сланцевого газа из природоохранных соображений. Но несколько европейских стран уже приняли решение о разработке сланцев. В их числе — Польша, Литва, Румыния и Украина, которая подписала соглашение о добыче сланцевого газа с британо-нидерландской Royal Dutch Shell по о разработке располагающегося в Харьковской области Юзовского месторождения, запасы которого оценены в 2 трлн кубометров. Правда, в прошлом году ExxonMobil отказалась от планов добычи сланцевого газа в Польше, признав проекты нерентабельными.
«Себестоимость добычи сланцевого газа значительно выше себестоимости добычи обычного газа. Но для стран, зависимых от импорта газа, заявления о возможной разработке сланцевых месторождений являются, в том числе, давлением на своих торговых партнеров, включая «Газпром», чтобы получать дополнительные скидки на поставляемый газ», — считает Мищенко.
«Газпром» уже снизил прогноз финансовых показателей, в том числе, из-за необходимости предоставлять скидки европейским партнерам. Но полноценная разработка сланцев в Европе в любом случае начнется нескоро. «До 2020 года не будет устойчивой добычи сланцевого газа. И нельзя говорить, что он вытеснит газ из России», — успокаивает Зеле.