Источники дополнительных доходов бюджета — рост собираемости налогов и ускорение приватизации, решили в правительстве. Потребность в дополнительных деньгах — 500 млрд рублей на социальные и инфраструктурные проекты, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Расходованию этих средств будет посвящено отдельное совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева, оно пройдет в среду.
Деньги необходимы в том числе в связи с прогнозируемым сокращением ненефтегазовых доходов бюджета и вычетами НДС по крупным инвестиционным проектам.
Объем налоговых вычетов за 2012 год превысил 1 трлн рублей, говорил ранее глава ФНС Михаил Мишустин. Основные получатели — «Газпром» (Заполярное и Уренгойское месторождения) и «Роснефть» (Ванкорское и Верхнечонское месторождения).
В качестве мер по повышению допдоходов бюджета Минфин предложил ужесточить налоговое и таможенное администрирование, ограничить платежи наличными, бороться с фирмами-однодневками и «серыми» зарплатами. Для этой работы планируется усилить взаимодействие с МВД и Следственным комитетом.
Минфин рассчитывает получить от этих нововведений 200—250 млрд рублей, но не в этом году, а в 2014—2015-м.
Минэкономразвития подготовило предложения по продаже госактивов на 1 трлн рублей, передает «Финмаркет». Но «целый ряд сумм из этого триллиона — это допэмиссия соответствующих организаций, которая не приведет к дополнительным поступлениям в бюджет», пояснил министр финансов.
В бюджете на 2013 год говорится, что доходы от приватизации планируются на уровне 427 млрд рублей. Пока параметры не изменялись, говорила в конце февраля глава Росимущества Ольга Дергунова. По ее словам, сумма включает как доходы, подлежащие перечислению в бюджет, так и деньги, которые могут быть направлены на развитие приватизируемых компаний.
У Минфина другая позиция. «427 млрд рублей заложено в бюджете в качестве источников финансирования дефицита в виде доходов от приватизации», — сказал глава ведомства. Медведев встал на сторону Минфина: «Минфин справедливо, на мой взгляд, настаивает на том, чтобы все те доходы, которые мы планируем, в том числе от приватизации государственного имущества, в полной мере зачислялись в доход бюджета».
«Мы как Минфин обеспокоены наполняемостью этой суммы», — указал Силуанов. Если крупные сделки и будут проведены, то во втором полугодии.
500—550 млрд рублей могла бы принести продажа 19,5% «Роснефти», говорит источник «Финмаркета» в Минэкономразвития. Ранее государство планировало полностью выйти из капитала «Роснефти» в 2016 году. Но появились ограничения: разрабатывать шельф могут только компании, контрольный пакет которых принадлежит государству.
А приватизация ВТБ должна быть синхронизирована с продажей госпакета Сбербанка, говорит источник «Финмаркета». Такой подход следует применить для развития конкуренции в банковском секторе после снижения доли государства в ВТБ ниже 50%, указывает он. Сейчас государству принадлежит 75,5% акций ВТБ, в плане приватизации в 2013 году значилась продажа 10—25,5% минус одна акция банка в виде допэмиссии и SPO. В октябре прошлого года Минэкономразвития оценивало этот пакет в 58—147 млрд рублей.
Доля государства в Сбербанке — 50% плюс одна акция. В 2012 году 7,58% были проданы за 159,3 млрд рублей.
Исходя из этой оценки полная приватизация Сбербанка может принести более 1 трлн рублей.
Еще 150—200 млрд рублей может принести приватизация «Ростелекома», говорит источник «Финмаркета». Сейчас компания находится в процессе затянувшейся реорганизации. У государства и ВЭБа должно остаться более 50% акций оператора. В январе этого года министр связи Николай Никифоров предполагал, что приватизация «Ростелекома» может пройти не ранее 2015 года. По данным Московской биржи на вторник, капитализация компании превышает 359,37 млрд рублей.
Среди других активов, которые Минэкономразвития готовит к реализации, 2,3% акций «Аэрофлота» (1 млрд рублей), 26,7% Объединенной зерновой компании (2—3 млрд рублей). Вырученные деньги ведомство предлагает пустить на докапитализацию компаний. А 35 млрд рублей от продажи 83,4% аэропорта Шереметьево планируется зачислить в бюджет. Приватизация аэропорта стояла в плане на 2014—2016 годы.
Использовать приватизацию в качестве инструмента наполнения бюджета недальновидно, считает руководитель департамента исследования отраслей ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.
«Сегодня мы продадим «Роснефть», завтра — «Газпром», а потом? Дом правительства на Краснопресненской набережной?» — говорит эксперт.
Приватизация должна быть инструментом повышения эффективности экономики, указывает Григорьев. В качестве позитивного опыта он приводит бесплатную приватизацию жилья (она создала цивилизованный рынок в стране) и реформирование угольной отрасли. «Нельзя забывать и о других примерах, в том числе недавних: так, в электроэнергетике приватизация не привела к росту отраслевой эффективности, цены и тарифы на электроэнергию выросли до мирового уровня, а качество и надежность — нет», — указывает эксперт.
Средства от приватизации — это разовые доходы, которые идут на покрытие дефицита бюджета, напоминает гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская. С финансированием строительства социальных объектов – перинатальных центров и детских садов – может не быть проблем, говорит она.
«Но за введением их в строй последуют значительные текущие расходы (на персонал, услуги ЖКХ и т. п.). Эти расходы ложатся на региональные и местные бюджеты. Из чего их покрывать — большой вопрос», — сетует экономист.
По ее мнению, улучшение налогового администрирования с точки зрения наполнения бюджета выглядит наиболее привлекательным. «Это ежегодные дополнительные поступления, если неплательщиков выведут из тени. Это меры всех бюджетных уровней — и федерального, и регионального, и местного», — указывает Курляндская. «Налоговая не очень следит за собираемостью местных и региональных налогов», — полагает эксперт. Следующим шагом, по ее мнению, может стать делегирование полномочий по сбору налогов региональным и местным органам. «Это бы значительно повысило собираемость», — заключает экономист.
В том, что возмещение НДС не было запланировано в таких больших объемах, Курляндская несогласования не видит. «Минфином более или менее планируется возмещение НДС по экспорту. А точечные стройки заранее не предскажешь. Время введения инвестиционных проектов в эксплуатацию, к сожалению, ведомством не планируется», — отмечает она.