Минфин подготовил план мобилизации доходов бюджета — тема будет обсуждаться во вторник на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Предложения финансового ведомства сводятся к ужесточению налогового администрирования для повышения доходов в 2014–2016 годах: в числе инициатив создание в Следственном комитете налогового подразделения и введение для граждан обязанности самим представлять в налоговые органы сведения об имуществе.
Вопросу повышения доходов бюджета в конце февраля было посвящено совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова. По его заданию Минфин подготовил предложения по ужесточению не только налогового администрирования, но и собираемости страховых взносов, знают источники «Финмаркета».
Подразделение по борьбе с налоговыми преступлениями должно появиться в Следственном комитете во II квартале 2013 года. Одновременно должно усилиться взаимодействие налоговых и правоохранительных органов: последние могут привлекаться к камеральным проверкам и передавать в ФНС оперативную информацию о возможных налоговых правонарушениях.
С такой же инициативой в феврале выступил глава СКР Александр Бастрыкин, предложивший создать финансовую полицию. В качестве одного из аргументов он указывал необходимость противодействия налоговой (финансовой) преступности «на этапе становления инновационной экономики, когда преобладающими в доходной части бюджета будут именно налоговые платежи, взимаемые в производственных, а не в сырьевых секторах экономики».
Дополнительные полномочия в этой системе должны получить и налоговые инспекторы: они смогут проводить осмотр и выемку документов, а также привлекать сторонних специалистов, говорится в предложениях Минфина.
Еще одна инициатива должна затронуть граждан, которые не получают от ФНС уведомлений об уплате налогов на имущество, землю и автомобили. Владельцы должны быть обязаны сами сообщать инспекциям о наличии имущества, которое подлежит налогообложению и о котором ФНС неизвестно.
Минфин также готовит предложения о подключении контрольно-кассовых аппаратов к интернету и передаче данных о сделках в режиме онлайн, перечисляют источники «Финмаркета». А оборот наличных нужно ограничить суммой в 300 тыс. рублей, говорится в докладе ведомства. Соответствующая инициатива уже прошла согласование в правительстве, говорил ранее Антон Силуанов. Предполагается, что с 2014 года только безналичные расчеты будут введены для сделок свыше 600 тыс. рублей, а с 2015 года планка снизится до 300 тыс. рублей.
Еще одна инициатива – требование от офшорных юрисдикций при получении финансовой помощи от России раскрывать всю информацию о российских клиентах. Речь идет, в частности, об учредителях и бенефициарах корпораций, фондов и трастов, зарегистрированных в офшорах.
Правительство хотело бы получить также сведения о банковских счетах граждан России, даже если они являются не прямыми, а конечными их владельцами. Требования непосредственно связаны с возможным предоставлением финансовой помощи Кипру: это единственная низконалоговая юрисдикция, которая обращалась к России за антикризисной поддержкой.
По данным газеты Handelsblatt, в прошлом году вопрос об ужесточении политики Кипра в отношении российских клиентов поднимала и Федеральная разведывательная служба Германии.
По ее подсчетам, в 2011 году граждане России хранили в кипрских банках около $26 млрд.
Доходы бюджета можно повысить и за счет увеличения собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, полагают в Минфине. Налоговые инспекторы и представители этих фондов должны вместе проводить проверки работодателей, которых подозревают в выплате «серых» зарплат, говорят источники. Еще одна мера – раскрытие банками информации о движении средств по счетам нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой. ПФР и ФСС в случае неуплаты страховых взносов должны получить право ходатайствовать о приостановке операций по счетам.
Уклонение от уплаты страховых взносов должно караться уголовной ответственностью, говорится в докладе Минфина.
Изменится и способ предоставления отчетности: в электронном виде ее предлагается сдавать тем фирмам, где работают более 10 человек (сейчас 50).
Создание в Следственном комитете подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями – вредная идея, считает вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. «Мы путаем симптомы болезни с ее причинами: наша экономика очень и очень далека не только от развитых, но и многих развивающихся стран с точки зрения открытости, свободы предпринимательства и перемещения товаров», — подчеркивает он.
«С советских времен считается нужным оценивать отношения между бизнесменами с точки зрения Уголовного кодекса», — говорит эксперт.
По его словам, естественную позицию бизнеса – купить товары дешевле и продать дороже – при расследовании уголовных дел по статье «мошенничество» правоохранители расценивают как злой умысел. «Сама экономика неблагоприятна, интересы предпринимателей не являются общеразделяемыми», — указывает Осипов. «Обществу до конца не объяснили, что предпринимателей в России мало, инфляция высокая, потому что товаров мало и их конкуренция в продаже низкая, уровень инвестиций очень низкий, а кредитные ставки высокие», — перечисляет он. «И плюс ко всему — отношение правоохранителей и общества, что предпринимателей надо ловить», — сетует эксперт.
Но улучшение администрирования, особенно с точки зрения собираемости НДС и взносов на социальное страхование, существенный источник пополнения бюджета, говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пинухина. «Уровень собираемости налогов в России ниже, чем в развитых странах», — указывает экономист.
Власти страны обещали не повышать налоговую нагрузку до 2018 года, напоминает эксперт. «Недостающие доходы мы могли бы получить, повышая налоги, но тогда бы увеличилась нагрузка на добросовестные предприятия. Поэтому нужно улучшать налоговое администрирование», — объясняет Пинухина. По ее словам, большой ресурс составляют «серые» зарплаты, которые выявляются, в частности, в ходе работы межведомственных комиссий с фирмами, практикующими выплату низких зарплат.
«По оценке Росстата, доля скрытой заработной платы в общем фонде оплаты труда — около 30%», — указывает экономист.
Говорить об эффективности предложенных Минфином конкретных мер пока рано, отметила Пинухина.
Сомнения вызывает эффективность новации, касающейся извещения гражданами ФНС об имеющемся имуществе, говорит ведущий юрист налоговой практики компании «Яковлев и партнеры» Андрей Фелюст. Сейчас обязанность извещать налоговиков возлагается на регистрирующие органы, напоминает он. «В настоящее время некоторые граждане не платят налог за принадлежащее им имущество либо в связи с тем, что их права по каким-либо причинам официально не зарегистрированы (чаще всего), либо в связи с техническими ошибками в налоговом контроле или системе регистрации прав собственности (редко)», — поясняет он. Привлечь подобного владельца, юридически не являющегося собственником, к ответственности невозможно, говорит Фелюст.
Прописать в законе обязанность легко, но проконтролировать ее исполнение и законно привлечь нарушителей к ответственности намного сложнее, указывает юрист.
Само же предложение не ущемляет права граждан, говорит Фелюст. «Но увеличивает административную нагрузку как на налогоплательщиков, так и на сами налоговые органы», — резюмирует он.