Представители государства в совете директоров «Газпрома» должны на следующем собрании 15 марта одобрить сделку по приобретению акций 72 газораспределительных организаций (ГРО), принадлежащих «Роснефтегазу». По данным источника «Интерфакса», такую директиву госпредставители получили от Росимущества. В «Газпроме» от комментариев отказались.
Покупка 72 газораспределительных акционерных обществ — последний этап консолидации контрольного пакета «Газпрома» государством, затянувшейся на семь лет.
Изначально государство владело 100% газовой монополии, но в 1992 году «Газпром» стал акционерным обществом, и в период с 1993 года по 1995 год компания, которую тогда возглавлял Рэм Вяхирев, продавала свои акции или обменивала их на приватизационные ваучеры. Когда приватизация завершилась, под контролем государства оставалось 41% компании, остальная часть была продана (в том числе 15% приобрели сотрудники самого «Газпрома»). По итогам приватизации акционерами «Газпрома» стали 1,3 млн российских граждан. В 2005 году президент России Владимир Путин, занимавший на тот момент пост президента России, распорядился вернуть государству контроль над компанией.
Сейчас государство владеет 50,002% «Газпрома». Росимуществу принадлежит 38,373%, «Роснефтегазу» — 10,74% и 0,889% принадлежит «Росгазификации». Около 7% акций компании принадлежит структурам самого «Газпрома», и около 43% находятся в свободном обращении.
Но де-юре государство не получило контроля над монополией. В «Росгазификации» государству (через «Роснефтегаз») принадлежит лишь 74,54%, то есть отсутствует эффективный контроль, хотя принадлежащая ей в «Газпроме» доля учитывается как государственная. Остальные акции «Росгазификации» принадлежат газораспределительным организациям и частным лицам.
Таким образом, эффективная доля государства в капитале «Газпрома» составляет не 50,002%, а 49,773%.
Еще в 2010 году правительство одобрило схему передачи государству контроля над «Газпромом», согласно которой газовый холдинг передаст «Роснефтегазу» 0,23% своих казначейских акций, получив взамен доли в областных компаниях. При этом 74,54% акций «Росгазификации» (и 0,889% «Газпрома») останутся у «Роснефтегаза». В итоге доля государства в «Газпроме» вырастет до 50,003%.
«В случае дальнейшей передачи «Роснефтегазу» акций «Газпрома», государство формально получит контролирующий пакет монополии, особого смысла в этом нет — государство и так фактически контролирует «Газпром», — говорит Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ». Аналитик отмечает, что процесс может завершиться на продаже акций 72 ГРО «Газпрому». «Газораспределительные предприятия так или иначе должны принадлежать профессиональному управляющему», — отмечает Крюков.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что смысл получения государством прямого контроля над «Газпромом» может заключаться в дальнейшей реорганизации газового холдинга — ее удобнее проводить при наличии контрольного пакета. В частности, глава ФНЭБ не исключает, что компанию могут разделить по видам бизнеса.
Алексей Кокин из ФК «Уралсиб» также считает, что это может быть лишь подготовкой к реформе. «В связи с этим не исключено, что в дальнейшем все акции «Газпрома», принадлежащие «Роснефтегазу» тем или иным образом будут переведены на баланс Росимущества», — говорит аналитик.
По словам источника «Интерфакса», сумма сделки определена в 26 млрд рублей. Эта оценка была сделана еще в 2008 году. В 2010 году «Газпром» заявлял, что цена завышена — оценка проводилась с учетом того, что в 2011 году внутренние цены на газ уравняются с экспортными. Но переход на равнодоходность уже тогда ожидался не ранее, чем в 2014 году (сейчас его ожидают в 2015—2017 годах), в связи с этим, по мнению «Газпрома», срок окупаемости активов значительно возрастает.
Рынок позитивно отреагировал на новость о сделке по 72 ГРО. Крюков отмечает, что по всему сектору областных газораспределительных предприятий в четверг наблюдается существенный рост.
Акции «Ростовоблгаза» (одно из предприятий, входящих в список, должны быть проданы 25,5% его бумаг) на бирже ММВБ-РТС выросли на 40,29%, до 16,556 тыс. рублей за бумагу. Кокин из «Уралсиба» полагает, что скачок связан не столько с озвученной ценой сделки по ГРО, сколько с тем, что впервые за долгое время возникла определенность с перспективами акций газораспределительных предприятий.