Росавиация выступает против немедленного снижения минимального количества самолетов в парке авиаперевозчиков для выполнения регулярных рейсов. Об этом сообщил на коллегии ведомства по итогам 2012 года глава Росавиации Александр Нерадько.
«Росавиация просит не торопиться со снижением порога по минимальному парку», — пояснил он, добавив, что после обнародования подобных планов Минтранса уже «выстроилась очередь из желающих перевозчиков с парком самолетов Ту-134».
Изменение правил по количеству самолетов в парке авиакомпаний было названо Министерством транспорта одной из мер, направленной на «создание благоприятных условий для появления на рынке воздушных перевозок низкобюджетных авиаперевозок».
До ноября 2012 года для выполнения регулярных рейсов авиакомпании достаточно было иметь в парке три однотипных самолета. Но в ноябре вступила в силу новая редакция Федеральных авиационных правил в части сертификации «физических и юридических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки». По ним регулярный перевозчик обязан иметь не менее трех самолетов вместимостью до 55 кресел или восьми самолетов более чем на 55 кресел, а для выполнения чартерных рейсов нужны не менее трех самолетов более чем на 20 кресел.
Ужесточение требований к перевозчикам, в том числе по количеству воздушных судов в парке, произошло по требованию Дмитрия Медведева (в тот момент президента РФ) после банкротства авиакомпании «Континент» и катастрофы Як-42 под Ярославлем в 2011 году. Но изменения были критично оценены авиационным сообществом. В отрасли предупреждали, что такие требования станут преградой для появления на рынке новых перевозчиков, особенно работающих по схеме бюджетных авиаперевозок (у лоукостера «Wizz Air Украина», например, долгое время было только два лайнера Airbus A320).
В итоге в рамках по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях Минтранс получил задание разработать новые изменения по минимальному парку перевозчиков. Срок выполнения этого поручения – май 2013 года.
В середине февраля Нерадько, реагируя на инициативу, написал министру транспорта Максиму Соколову письмо (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), в котором пояснил, что введенные в 2012 году ограничения сыграли важную роль для безопасности полетов и защиты прав пассажиров.
Они «позволили предотвратить выход на рынок регулярных перевозок недобросовестных авиакомпаний, руководство которых по-прежнему сохраняет большое желание получить сертификат эксплуатанта», написал глава Росавиации.
Причем, по его словам, претенденты готовы представить минимальный парк в основном из морально и физически устаревших самолетов бывшего советского, российского и иностранного производства.
В Росавиации считают, что существующие ограничения не препятствуют развитию авиасообщения, о чем свидетельствует рост объемов перевозок. В 2012 году российские авиакомпании перевезли более 74 млн пассажиров, произошло усиление позиций крупных авиакомпаний – на 15 ведущих перевозчиков пришлось 86,5% перевезенных пассажиров и 90,9% по пассажирообороту среди российских перевозчиков. В то же время общее количество авиационных происшествий уменьшилось на 37,5% по сравнению с 2011 годом. «Удалось прервать появившуюся в 2010 году отрицательную тенденцию роста влияния на безопасность полетов авиапроисшествий при выполнении пассажирских перевозок на самолетах с пассажировместимостью более 30 человек», — говорится в документах Росавиации к итоговой коллегии.
В письме глава Минтранса Нерадько напоминает, что ведущие европейские низкобюджетные авиаперевозчики – это компании с воздушным парком, превышающим сотни самолетов. «Росавиации неизвестны организации, которые в последнее время смогли бы представить реальные планы развития низкобюджетных перевозок с приобретением значительного количества воздушных судов для регулярных перевозок, — написал Нерадько. – Ранее поступавшие в Росавиацию намерения о создании низкобюджетного перевозчика содержали фактически предложения повторить провальный опыт компании «Авианова», которая имела в своем парке шесть воздушных судов и отметилась, в числе прочего, крайне низкой регулярностью полетов и итоговой финансовой несостоятельностью».
Впрочем, Нерадько не отвергает инициативу о снижении порога по количеству самолетов в парке компании, но предлагает в случае изменения сертификационных требований «включить новые фильтры, которые не позволят сформировать дополнительные риски угрозы безопасности полетов и нарушения прав пассажиров при выполнении регулярных полетов».
В Минтрансе не смогли оперативно прокомментировать позицию Александра Нерадько.
Источник в отрасли отмечает, что возможным вариантом в стимулировании развития новых авиакомпаний могло бы стать не столько снижение порога по воздушному парку, сколько отмена требования по двухлетнему налету на внутрироссийских линиях. По действующим правилам авиакомпания не может выйти на международные линии, пока не отлетает два года на внутренних маршрутах. На данный момент международные маршруты – наиболее привлекательные с точки зрения развития бизнеса, рост авиаперевозок в этом сегменте выше, чем на внутрироссийских линиях, и в 2012 году тенденция сохранилась, пояснил источник. Но планов по сокращению двухлетнего срока у Минтранса пока нет.