Минрегион намерен установить минимальные и максимальные ограничения индексации стоимости услуг ЖКХ. Необходимые изменения предлагается внести в статью 157 Жилищного кодекса, сообщил в пятницу Минрегион
На основании предельных индексов региональные власти будут устанавливать цены на коммунальные услуги, и тогда коммунальные платежи «станут доступными» и не будут вызывать возмущения граждан, надеются в Минрегионе.
Критерии доступности коммунальных платежей будут разработаны позднее.
Кроме того, региональные власти предлагается наделить правом устанавливать нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилья. За тепло можно будет платить не с начала отопительного сезона, что приводит к резкому увеличению ежемесячного платежа, а в течение всего года. С перерасчетом стоимости и возврата излишне уплаченных сумм (если зима была теплой) в конце года.
Наконец, Минрегион предложил усовершенствовать механизм выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан.
В понедельник Владимир Путин на совещании по вопросам ЖКХ резко раскритиковал чрезмерный рост коммунальных платежей и потребовал снизить тарифы в этой сфере в тех регионах, где они серьезно и необоснованно выросли в последнее время. Глава государства также поручил правительству в течение недели установить предельную планку роста тарифов по ЖКХ, отметив при этом, что в целом по стране рост не должен превышать 6% в год.
После этого в отставку подал министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура, где был зафиксирован рост более 200%.
В Москве темпы роста существенно ниже. По расчетам главного бухгалтера московского ЖСК «Пермь» Яны Филипповой, коммунальные платежи (прописаны 2 человека в однокомнатной квартире 36,3 кв. и без счетчиков воды) в январе 2012 года составляли 2821 руб., в январе этого года — 3175 руб, то есть выросли более чем на 10%.
При этом с начала 2013 года тарифы на коммунальные ресурсы почти не изменились, отчитывался Росстат. Совокупный рост тарифов на услуги организаций ЖКХ составил в январе 0,2%.
Глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков отмечал, что основными причинами совокупного роста платежей за услуги ЖКХ являются в большей степени не тарифные решения, а изменение нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления их оплаты, а также ввод нормативов потребления на общедомовые нужды.
С главой ФТС согласны в Минэкономразвития. Это ведомство подготовило Путину свои предложения против неадекватного роста услуг ЖКХ еще в четверг. Первое предложение — платежи можно снизить, если пересмотреть нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, считают чиновники.
Нормативы общедомового потребления утверждают региональные власти. Жильцам многоквартирных домов вписывают в лицевые счета расходы за содержание нежилых помещений. Для расчета используют размер платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества многоквартирного дома. К таким услугам относят водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и теплоснабжение. Часть расходов вписывается в нормативные технологические потери.
Второе предложение Минэкономразвития — ограничить потребление ресурсов на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета.
«Непонятно, как ограничить на 6% рост тарифов, если правительством заложен их рост в этом году на 10–15%», — считает депутат Госдумы Елена Николаева.
Глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская напоминает, что предложение Минрегиона — это всего лишь возврат к формату регулирования платежей в сфере ЖКХ, который действовал ранее.
«Минимальные и максимальные рамки для стоимости услуг ЖКХ действовали до 1 января 2012 года. Они помогали сдерживать рост. Но потом было решено передать регулирование цен на коммунальные услуги с федерального на региональный уровень власти и произошел взрывной рост», — говорит Хованская.
В Госдуме уверены, что основной вклад в рост платежей вносят производители газа, электричества и тепла. «Если «Газпрому» разрешили поднимать тарифы на 15%, то стоимость услуг растет по всей цепочке ЖКХ», — уверена Хованская.
Она поддерживает предложение Минэкономразвития о регулировании общедомовых расходов, но отмечает, что реализация этой идеи невозможна без дополнительных вливаний из федерального бюджета. «Общедомовые счетчики на горячую и холодную воду с контрактом на их обслуживание стоят в разных регионах от 100 до 300 тысяч руб. Граждане такие расходы не осилят», — говорит Хованская.
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Клеманов считает, что ограничение тарифов ударит по основным фондам в сфере ЖКХ — состоянию домов, котельных и труб. Износ этих фондов, по оценке Минрегиона, составляет в среднем 60%. «Если производителей тепла, электроэнергии, поставщиков горячей и холодной воды заставят директивно снизить тарифы, они снизят. Но отрасль развалится и потеряет инвестиционную привлекательность для бизнеса», — говорит Клеманов, добавляя, что привлечь частных инвесторов в ЖКХ даже в льготном формате частно-государственного партнерства крайней сложно.
По подсчетам эксперта, в последние три года ежегодно из федерального бюджета на поддержку ЖКХ выделяется примерно 200 млрд руб. Еще 800 млрд — это расходы региональных и муниципальных бюджетов. «Если власти решат ограничить рост тарифов на 6%, то недостающие доходы придется компенсировать из федерального бюджета. У регионов денег нет. Потребуются десятки миллиардов рублей», — говорит Клеманов.