Принятие законопроекта о квотировании количества российских фильмов в отечественном кинопрокате вынудит сети кинотеатров закрыть залы IMAX или переформатировать их в обычные, так как отечественного контента в формате IMAX нет, рассказал гендиректор сети «Синема парк» Сергей Китин. Сейчас достигнута договоренность о конвертации в формат IMAX только одного российского фильма — «Сталинград» Федора Бондарчука. Премьера назначена на октябрь 2013 года.
IMAX — это технология кинопоказа, разработанная компанией IMAX в 1970 году. За счет большой площади на пленке формат обладает наибольшей информационной ёмкостью и разрешающей способностью из всех существующих. IMAX позволяет строить кинотеатры с большими экранами, чем у других кинотеатров.
В декабре 2012 года депутат от «Единой России» Сергей Железняк внес в Госдуму законопроект, согласно которому в российских кинотеатрах необходимо будет показывать не менее 20% отечественных фильмов. За нарушение установленной квоты кинотеатры должны будут выплатить штраф в размере от 100 до 400 тысяч рублей за каждый выявленный факт.
Если учесть, что, согласно законопроекту, доля российских фильмов в кинотеатрах должна составлять не менее 20%, а из отечественных фильмов 2013 году в России запланирована только одна премьера, то получается, что в залах IMAX можно будет показать не более пяти фильмов в год.
«В этом случае залы IMAX не смогут работать дальше. Их придется или закрывать, или переформатировать в обычные залы», — говорит Китин.
У «Синема парка», подконтрольного холдингу Владимира Потанина «Профмедиа», функционируют 13 залов IMAX в разных городах России, три из которых расположены в Москве (в Теплом Стане, Химках и в районе Белой Дачи). В 2013 году «Синема парк» планировал увеличить количество залов IMAX до 17. Компания построила сеть IMAX на собственные деньги. Инвестиции в один зал составляют около $1 млн.
По состоянию на 30 сентября 2012 года, в мире было 689 кинотеатров IMAX (556 коммерческих в мультиплексах, 20 коммерческих не в мультиплексах, 113 в образовательных учреждениях) в 52 странах мира. В 2012 году в мире вышло 35 фильмов в формате IMAX, в том числе «Темный рыцарь» (The Dark Knight), «Аватар» (Avatar), «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides), «Трансформеры: Темная сторона Луны» (Transformers: Dark of the Moon) и многие другие кассовые хиты.
На конец 2012 года в России и СНГ было 32 кинотеатра IMAX. В России IMAX кроме «Синема парк» сотрудничает с «Киностар», (сейчас принадлежит «Синема парк»), «Формула Кино», «Каро Фильм», «Киномакс», «Киносфера (Nescafe IMAX)», «Люксор», Mori Cinema, «Монитор», «Кронверк Синема» и с другими региональными операторами.
«Кронверк синема» не планирует закрывать сети IMAX — слишком дорогими были инвестиции в их открытие, говорит генеральный директор сети Андрей Терешок «Залы IMAX пострадают в первую очередь, если будет принят закон о квотах. О других релизах российских фильмов в IMAX пока не слышно, — рассказывает он. — Придется искать выходы из этой ситуации: переносить нагрузку отечественными фильмами на другие залы, договариваться о других условиях работы с IMAX. Мы еще не думали об этом и пока рассчитываем, что законопроект не будет принят».
В штаб-квартире IMAX обещают подстроиться под изменяющиеся законы. «Немного рано говорить о том, как закон о квотах повлияет на наш бизнес, так как мы пока не знаем, какую конечную форму он приобретет», — говорит вице-президент компании IMAX по развитию бизнеса в России, СНГ, Индии и Ближнем Востоке Джон Шрайнер.
Из всех стран мира квоты на прокат отечественных фильмов действуют только в Китае и в Северной Корее, напоминает Шрайнер. «На данный момент наш бизнес в Китае невероятно успешен, притом что в этой стране существует определенный контроль над фильмами с целью продвижения культуры Китая. Поэтому я подозреваю, что мы будем искать способы адаптации, как это произошло в Китае», — говорит он.
В IMAX обещают «поддержать отечественного производителя и продолжать поиски российского фильма, который можно было бы перевести в этот формат». «Мы заинтересованы в поддержке фильмов национального производства, и в зависимости от того, какой в итоге будет принят закон, я подозреваю, что мы увеличим количество проката российских картин, — говорит Шрайнер. — При условии, что они будут подходить под формат IMAX, Например, если это будут картины, которые позволят вам отправиться туда, где вы никогда не были или мечтали побывать, или если эти картины, как фильм господина Бондарчука «Сталинград», визуально насыщены и используют все преимущества экрана и технологии».
Но увеличить количество отечественных фильмов в формате IMAX вряд ли удастся, скептичны прокатчики. «Компания IMAX сама выбирает, какие фильмы конвертировать в свой формат, а какие нет. И конвертирует только те фильмы, которые впоследствии можно будет показывать по всему миру», — говорит Китин, не уточняя, сколько именно стоит снять фильм в этом формате.