Государство может начать финансирование геологоразведки нетрадиционных запасов углеводородов, следует из материалов Минприроды, представленных на встрече министра Сергея Донского с предпринимателями из «Деловой России».
В федеральном бюджете на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2012 году было предусмотрено 28 млрд рублей. Деньги на 2013 предусмотрены в объеме 34 млрд рублей, в 2014 году предполагается рост отчислений на 19,7% до 41,5 млрд рублей, в 2015 году сумма бюджетного финансирования останется почти на уровне 2014 года.
Основные расходы связаны с обеспечением деятельности профильного федерального агентства — Роснедр и изучением геологической информации.
Чтобы получить наибольший эффект госвложений в геологоразведку прорабатывается вопрос концентрации бюджетных средств по наиболее перспективным территориям, где находится большее количество локализованных и нелокализованных ресурсов углеводородного сырья и велика вероятность средних и крупных открытий, объявил Донской.
Также бюджетные вложения целесообразно осуществлять для выявления потенциально привлекательных нетрадиционных источников углеводородов – на глубоких горизонтах, в неструктурных ловушках, сланцах, нефтематеринских породах – там, где не отлажены технологии и куда пока не идет традиционная геологоразведка и нефтедобыча, добавил министр. По его словам, определены пять наиболее интересных направлений. Три в Западной Сибири, одно в Восточной Сибири и одно в Прикаспийском регионе.
Сейчас деньги в освоение нетрадиционных источников углеводородов государство не вкладывает, а инвестиции нефтегазовых компаний (в том числе государственных) в масштабах инвестпрограмм незначительны.
Нефть из нетрадиционных источников в России уже добывают, несмотря на то, что такие проекты в 2-4 раза дороже из-за затрат электроэнергии. На баженовской свите Салымского месторождения работают «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Аналогичный проект на Верхнее-Салымском месторождении есть у «Газпром нефти» («дочка» «Газпрома» работает там в рамках СП с Shell, в октябре прошлого года компания заявила о своем намерении добывать там сланцевую нефть).
«У нас также есть подобные проекты, — сказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле». – Господдержка здесь, безусловно, не помешает».
Проектов разработки нетрадиционных месторождений газа в России нет. «Газпром» считает, что на данном этапе добыча сланцевого газа в России представляется нецелесообразной ввиду высокой обеспеченности запасами традиционного газа, себестоимость добычи которого существенно ниже предполагаемых затрат на добычу газа из сланцевой породы, а также несет существенные экологические риски (цитата с сайта «Газпрома»).
Слова Донского в компании комментировать отказались.
«Газпром» является госкомпанией, но государство не может приказать монополии инвестировать в сланцевые проекты. «В последние годы капитальные вложения «Газпрома», с учетом инфраструктурных проектов, и без того «зашкаливают» — более $40 млрд в год (по предварительным оценкам, в 2012 году — $44 млрд), — поясняет аналитик RMG Securities Михаил Лощинин. – Это серьезно отражается на капитализации компании, которая сейчас находится на самом низком уровне за почти трехлетний срок ($105,938 млрд)».
Представитель «Новатэка» был недоступен для комментариев, в «Итере» комментировать заявление Донского отказались.
Источник в одной из газодобывающих компаний на условиях анонимности подтвердил «Газете.Ru», что среди российских корпораций отношение к сланцевым проектам скептическое именно из-за наличия традиционных запасов. На конец 2012 года только разведанные запасы газа в России превышали 50 трлн кубометров. Для сравнения, ежегодное потребление во всем мире составляет около 3,5 трлн кубов.
Но «сланцевая революция» — активное развитие технологий разработки нетрадиционных источников природного газа — в США давно влияет на уровень цен. Именно за счет сланца Америка в 2010 году впервые за шесть лет смогла обогнать Россию по уровню газодобычи.
«Газпром» просмотрел технологический порыв в Америке, — говорит источник «Газеты.Ru» в газовой отрасли. – В результате сланцевой революции США смогли полностью перейти на самообеспечение и даже начали продавать продукты газохимии в Европу по фактически демпинговым ценам».
Основная угроза для «Газпрома» в том, что сейчас Европа ждет начала поставок из США не газохимии, а газа в виде СПГ (сжиженный природный газ). По словам источника, это может серьезно пошатнуть позиции «Газпрома» в Европе, так как американский СПГ, скорее всего, будет дешевле российского традиционного газа. Опасения относительно влияния реализации сланцевых проектов в США на ценовую конъюнктуру рынка подтверждает и источник, близкий к Минэнерго.
По оценке Лощинина, российский «сланец» не будет дешевле традиционного газа, а следовательно, не сможет конкурировать на европейских рынках.
«У США на освоение и развитие сланцевой технологии ушли десятилетия, — напоминает эксперт. – Сейчас сланец для России – страховка от падения добычи на традиционных месторождениях, но это очень долгосрочная перспектива – традиционных запасов хватит еще, по меньшей мере, на 100 лет».