«Роснефть» договаривается с китайскими корпорациями об участии в освоении российского арктического шельфа. Глава госкомпании Игорь Сечин в ходе визита в Пекин провел встречи с руководителями китайских нефтегазовых компаний. Перспективы работы на шельфе обсуждались с главой CNPC Чжоу Цзипином, председателем правления CNOOC Ван Илинем и руководством группы Sinopec.
Источник в отрасли говорит, что «Роснефть» предложила китайским коллегам принять участие в проектах в Печорском и Баренцевом морях.
В феврале «Роснефть» получила без конкурса лицензии на освоение 12 участков континентального шельфа. Семь участков с общими прогнозными ресурсами в 10 млрд тонн нефти и 7 трлн кубометров газа «Роснефть» на прошлой неделе предложила американской ExxonMobil (американские инвесторы получили по 33,3% в каждом проекте). Кроме того, у «Роснефти» подписаны соглашения о сотрудничестве на шельфе с итальянской Eni и норвежской Statoil.
Переговоры с Китаем могут касаться Северо-Поморского-1, Южно-Приновоземельского, Западно-Приновоземельского, Западно-Матвеевского и Русского участков. Их общие запасы составляют около 1,7 млрд тонн нефти и 2 трлн кубометров газа.
Какие из этих участков получат китайские инвесторы, и каковы будут их доли, госкомпания не раскрывает.
По данным источников Reuters, параллельно «Роснефть» ведет переговоры по привлечению кредита в $30 млрд с китайской CNPC. За это российская компания готова удвоить поставки нефти в Китай (с 15 млн тонн в год до 30 млн тонн). «Причина, по которой Китай хочет дать заем, проста. Они сидят на резервах более чем в $3 трлн и хотят диверсифицировать свои инвестиции», — говорит источник. Но «Роснефть» официально опровергла данную информацию. «Никто не собирается загонять компанию в долги, — заявил «Газете.Ru» источник, близкий к «Роснефти». — Кредит в треть капитализации никому не нужен, да никто такой кредит и не предоставит». В настоящее время «Роснефть» привлекла около $41 млрд заемных средств на приобретение 100% ТНК-ВР.
«Учитывая масштаб переговоров, в ближайшее время может последовать ответный визит китайской делегации, в ходе которого будут подписаны соглашения на высшем уровне», — говорит источник «Газеты.Ru».
Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что китайские инвесторы получат такую же долю в шельфовых проектах, как ранее получали другие иностранные партнеры. «Схема утверждена, не имеет смысла что-то менять для китайских компаний», — поясняет аналитик.
Кроме того, Сечин предложил китайским коллегам сотрудничество по поставкам сжиженного природного газа (СПГ). Но основные расчеты российской компании связаны не с Китаем, а с Кореей. В частности, «Роснефть» провела переговоры с корейским промышленным концерном STX и нефтегазовой KOGAS.
«Это очередной шаг по привлечению новых технологий, а главное — выход на новые рынки. В частности, поставок СПГ, о чем говорил президент Владимир Путин на недавнем заседании президентской комиссии по ТЭК, — рассказывает источник в компании. — Логика проста – если на рынок не придет Россия, это место займет кто-то другой. «Роснефть» хочет быть первой в этой гонке за внешних партнеров».
Экспортировать газ (в том числе – сжиженный) имеет право только «Газпром». Но Минэнерго поднимает вопрос либерализации экспорта СПГ.
«Сотрудничество с китайскими и корейскими партнерами обеспечит доступ на их рынки, и «Роснефть» может занять там определенную долю, — говорит Полищук. – Очевидно, что к 2015–2016 годам монополию «Газпрома» на экспорт СПГ отменят, и концерну придется активно конкурировать с «Роснефтью» и «Новатэком».