«Аэрофлот» согласился изменить соглашение о партнерстве, заключенное с международным аэропортом Шереметьево (МАШ) в октябре 2012 года. Документ вызвал претензии управления ФАС по Московской области, в декабре ведомство вынесло решение о том, что ряд пунктов соглашения противоречат закону о конкуренции, и обязало «Аэрофлот» и МАШ скорректировать документ или расторгнуть.
Спорными были признаны семь базовых пунктов соглашения; они противоречат российскому законодательству и должны быть устранены, резюмировало в своем решении управление.
Соответствующие предписания, содержащие «поведенческие условия со сроком исполнения один месяц», регулятор направил в обе компании. «Аэрофлот» и Шереметьево получили их уже после новогодних каникул, так что срок исполнения предписаний наступал в середине февраля.
МАШ заявлял, что готов скорректировать документ, и обратился с предложениями на этот счет к «Аэрофлоту». Но в «Аэрофлоте» настаивали, что в соглашении «нет пунктов, которые ущемляли бы интересы других перевозчиков», а сам документ «построен с учетом западноевропейского и американского опыта сотрудничества аэропорта и базового перевозчика». Компания оспорит выводы УФАС, неоднократно заверял представитель «Аэрофлота».
Безапелляционную позицию в отношении решения ФАС авиакомпания сохраняла и на прошлой неделе, сообщил осведомленный источник в Шереметьево.
В то же время 1 февраля совет директоров авиакомпании поручил правлению скорректировать стратегию развития группы с учетом «возможных последствий тех ограничений, которые готова ввести на деятельность ведущего российского авиаперевозчика Федеральная антимонопольная служба».
А 12 февраля руководство ФАС во главе с Игорем Артемьевым и руководство «Аэрофлота» обсудили вопросы корректировки соглашения и сроки внесения изменений, заявили 18 февраля ФАС и «Аэрофлот» в совместном пресс-релизе.
«Обсуждались пункты, которые «Аэрофлот» должен либо изменить, либо удалить», — пояснили в пресс-службе ФАС. Замруководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин уточнил, что компания ходатайствовала о продлении срока исполнения предписания. «Срок был продлен на два месяца, — пояснил он. — Сейчас готовятся предложения».
В отношении обеих компаний заведены административные дела, «Аэрофлоту» и Шереметьево грозят штрафы до 15% годового оборота (по максимальному варианту — более 20 млрд рублей для авиакомпании и более 1,3 млрд рублей для аэропорта). «Штраф не отменяется, он будет. Но пока еще рано говорить о сумме», — уточнили в ФАС. Голомолзин добавил, что добровольное решение «Аэрофлота» о коррекции соглашения, «естественно, будет учтено», но напомнил, что дело находится в компетенции территориального управления ФАС.
Добровольное устранение допущенных нарушений будет являться обстоятельством, смягчающим административную ответственность, пояснил советник юридической фирмы Lidings Степан Гузей. Это предусмотрено как общей нормой статьи 4.2 КОАП, так и специальной нормой статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности), по которой МАШ и «Аэрофлот», скорее всего, и будут привлекать к ответственности, добавил юрист.
В областном управлении отказались комментировать дальнейшие действия службы. От комментариев воздержались и в «Аэрофлоте».