Вечером в пятницу в Кремле состоялась первая официальная встреча министров финансов и управляющих центральными банками G20. Финансистов «двадцатки» принимал президент. По итогам консультаций к традиционным для российской экономической политики мерам стимулирования экономического роста и создания новых рабочих мест в повестку добавились новые: финансирование инвестиций, модернизация национальных систем госзаимствований и управления суверенным долгом.
«Очевидно, что ситуация в мировой экономике требует от нас ответственных, консолидированных действий. Время локальных, изолированных кризисов осталось позади», — обращался Путин к финансовой «двадцатке» (в период кризиса 2008/09 годов Путин в течение долгого времени характеризовал Россию как тихую гавань для капитала. — «Газета.Ru»). Поэтому Россия видит основную задачу в настройке механизмов глобального управления, создании новых инструментов для ликвидации дисбалансов и стимулирования роста.
Отдельным пунктом повестки станет содействие занятости, считает Путин. Россия инициировала встречу министров финансов и труда в июле. «Это новация российского председательства», — отметил Путин. До председательства России G20 ограничивалась финансовыми вопросами и компетенцией минфинов и ЦБ.
«Также рассчитываем, что «двадцатка» на предстоящем российском саммите сможет согласовать предложения по новой формуле расчета квот, которая будет в полной мере учитывать современную расстановку сил в глобальной экономике», — отметил президент, имея в виду представительство развивающихся экономик в Международном валютном фонде.
С предложением закрепить в итоговом коммюнике совещания финансовой G20 и позицию за сохранение рыночного формирования валютных курсов обратился к коллегам министр финансов Антон Силуанов, выступавший за Путиным. Вопрос не стоял в повестке дня, но министр отмечал, что «эта тема, безусловно, возникнет». И она возникла сразу.
Ранее Силуанов заявлял, что развязывание валютных войн противоречит принципам G20, поскольку такие шаги могут изменить баланс в мировой экономике и будут способствовать дестабилизации ситуации.
В Международном валютном фонде предпочитают не говорить о войне.
«Нынешние разговоры — хочу подчеркнуть, именно разговоры — о валютных войнах необоснованны, — заявила на встрече в Кремле директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. — Не надо никого винить и показывать друг на друга пальцем». По ее мнению, и ослабление иены, и укрепление евро в последние месяцы — это результат продуманной и эффективной политики властей, а изменения курсов отражают реальное изменение стоимости валют.
По словам президента ЕЦБ Марио Драги, пустые разговоры о валютах «неуместны, бесплодны и не выдерживают критики». «Вся эта болтовня, которая слышится в последние несколько недель, неуместна или бесполезна – во всех случаях она не выдерживает критики», – говорил ранее чиновник на пресс-конференции после встречи с представителями Центробанка России.
Позже глава Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа тоже объявил, что не видит угрозы валютных войн. «Я не соглашусь с теми, кто говорит, что сейчас идут валютные войны, – сказал он. – Угроза валютных войн сейчас меньше, чем 2–3 года назад».
В докладе ОЭСР для России содержатся рекомендации ускорить процесс приватизации, ослабить госконтроль за предпринимательской деятельностью и снять барьеры для конкуренции для роста валового внутреннего продукта. Кроме того, организация предлагает сократить перечень стратегических отраслей, в которых приобретение контроля иностранным инвестором требует предварительного согласия на уровне правительства, и реформировать систему здравоохранения.
«Правительство реализует ряд инициатив, направленных на совершенствование государственной административной среды, снижение уровня коррупции, стимулирование инноваций, финансирования сферы и здравоохранения. Однако результаты не всегда явно заметны, и основные сложности с практической реализацией сохраняются», — говорится в докладе ОЭСР.
«Существует значительный потенциал повышения производительности труда, особенно за счет уменьшения роли государства в экономике, повышения уровня добросовестности и эффективности в процессе оказания государственных услуг и снижения зарегулированности товарного рынка», — говорится в документе.
«Мы согласны с оценкой, которая дается в докладе», — сказал Силуанов. Многие из поднятых тем находят отражение в повестке консультаций министров финансов в рамках G20, отметил он.
Но большой объем социальных расходов в бюджете требует более эффективного использования, в том числе и на образование и здравоохранение, признал министр. «Денег у нас достаточно, вопрос в эффективности их использования», — сказал Силуанов. Он отметил, что в вопросах бюджетного правила правительство будет ориентироваться на опыт других стран, в особенности Германии. Одним из приоритетов министр назвал общественный контроль за бюджетным процессом.