Президент России Владимир Путин в ходе заседания комиссии по ТЭК, состоявшегося в среду, заявил о необходимости рассекречивания данных по запасам полезных ископаемых. «Пора рассмотреть вопрос о снятии грифа «секретно» по балансу запасов», — сказал президент. По его словам, режим секретности является анахронизмом, так как в стране давно работают международные компании и, следовательно, проводится международный аудит.
Представитель одной из ведущих компаний российского нефтегазового сектора напоминает, что все игроки рынка углеводородов ежегодно отчитываются о своих запасах, в связи с чем не слишком понятно, о какой секретности вообще идет речь.
«Засекречены запасы в целом по России и по Ханты-Мансийскому автономному округу, в частности», — возражает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, добавляя, что эти данные были засекречены указом Бориса Ельцина в период его президентства.
Однако, по словам Танкаева, любой эксперт по нефтегазовому рынку, ориентируясь на кривую добычи за последние 20—25 лет, сможет вычислить объем действующих запасов с точностью до 5%.
В упрощенном виде формула выглядит так: годовой уровень добычи составляет примерно 2% от запасов, но при этом необходимо корректировать итоговую цифру с поправкой на степень выработанности месторождений, темпов добычи и накопленную добычу за все время эксплуатации участка недр. «Эти данные есть в открытом доступе», — отмечает эксперт.
Директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон обращает внимание на то, что наложение грифа секретности затруднило анализ структуры запасов, в частности оценку потенциала трудноизвлекаемых запасов и эффективность введения мер их экономического стимулирования.
«Отказ от секретности повысит качество анализа состояния ресурсной базы и принимаемых государством решений», — говорит эксперт.
Все страны так или иначе стараются завысить уровень своих запасов, чтобы повысить инвестиционную привлекательность. Особенно это касается стран — членов ОПЕК, для которых уровень квоты на добычу рассчитывается, исходя из уровня запасов.
«Но из-за того, что данные по запасам России формально являются засекреченными, уровень запасов оценивается международными экспертами примерно на 30% ниже реального», — говорит Танкаев.
Отмена грифа секретности в перспективе будет способствовать повышению интереса зарубежных инвесторов, резюмирует эксперт.
Путин также заявил о необходимости разработки новой классификации рассекреченных природных запасов. Новая классификация должна быть приближена к международным стандартам. Действующая система была принята еще в 1983 году, одним из главных ее недостатков по сравнению с западными аналогами является то, что она не учитывает экономику извлечения запасов и момент начала их разработки.
«Запасы, которые по разным причинам никто в ближайшие 5 лет разрабатывать не собирается, по которым нет утвержденного проекта разработки, в западном понимании извлекаемыми запасами не считаются», — поясняет Выгон. По его словам, занижают оценку запасов не западные аудиторы, а несовершенная российская классификация.
Новая классификация запасов уже существует, она была разработана Минприроды еще в 2010 году. Но до сих пор не применяется. По словам Выгона, разработка Минприроды вполне гармонизирована с PRMS (общепринятая международная классификация запасов, основанная в большей степени на геологических характеристиках пласта, а не на ожидаемых показателях добычи).
«При этом данные госбаланса не пропадают (как это произошло бы в результате прямого перехода с действующей системы на PRMS ), а становятся более детализированными: в объеме извлекаемых запасов выделяются группы рентабельных, условно рентабельных и нерентабельных запасов», — отмечает Выгон.