«Росгеология», компания со 100-процентным участием государства в капитале в форме открытого акционерного общества, может сменить форму собственности. Об этом во вторник сообщил пресс-офис «Росгеологии».
Стратегия развития компании должна быть доработана, считают эксперты рабочей группы, созданной в рамках общественного совета по проблемам воспроизводства минерально-сырьевой базы России.
В частности, «Росгеология», работающая в формате ОАО, должна стать государственной компанией, сообщает пресс-служба геологического холдинга.
«Росгеология» — холдинг, объединяющий 37 геологических предприятий (24 ОАО и 13 ФГУПов) разной специализации, принадлежащих государству. Компания создана на основе «Центргеологии» в 2011 году.
Компания создавалась с целью выявления ресурсов на перспективных территориях России, в том числе – на континентальном шельфе.
Изменение организационно-правовой формы компании «позволит осуществлять государственные функции в сфере геологоразведки на основе доверительного управления», а также внедрить механизмы государственно-частного партнерства с целью дофинансирования геологоразведочных программ в необходимом объеме за счет внебюджетных источников, объясняют в холдинге, добавляя, что изменение статуса компании должно способствовать ее техническому перевооружению.
Министр природных ресурсов Сергей Донской ранее говорил, что концепция развития «Росгеологии» до 2020 года может быть представлена правительству в первом-втором квартале 2013 года. Донской был последним гендиректором «Росгеологии». После его назначения на пост главы министерства исполняющим обязанности гендиректора компании является Андрей Третьяков — один из членов рабочей группы, предложившей смену формы собственности «Росгеологии».
«Так компания пытается найти себе финансирование», — считает источник, знакомый с ситуацией в «Росгеологии».
По его словам, компания должна была объединить остатки государственных геологических активов, но на практике этих активов не существует. «В большинстве компаний, вошедших в «Росгеологию», фактически работали двое – директор и секретарь, никаких других кадров не было, — рассказывает источник «Газеты.Ru». – Реально работающие геологические компании (например, «Южморнефтегазгеология») в «Росгеологию» никогда не входили и не войдут».
По словам источника, «Росгеология» работает на кредитном финансировании. «Видимо, Донской решил сделать ее реальной, а для этого нужны средства, — говорит источник. – В статусе госкомпании «Росгеологии» получить их будет легче».
Советник фирмы Lidings Сергей Патракеев отмечает, что для привлечения бюджетного финансирования статус госкомпании предпочтительнее – это упрощает процедуру. «Но государственно-частное партнерство, наоборот, подразумевает, что финансирование будет частным, а не бюджетным, — говорит юрист. — Чтобы заинтересовать частную компанию проектом ГЧП, «Росгеология» должна иметь в своем распоряжении какой-то реальный актив. Наиболее логичным в данном случае представляется, что «Росгеология» будет от имени государства распоряжаться участками недр».
Крупных нефтегазоносных участков на материке в государственном нераспределенном фонде уже не осталось, последние приобрели «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». На континентальный шельф «Газпром» и «Роснефть» (единственные компании, имеющие право вести добычу на шельфе) стараются не допустить частные структуры.
Представитель одной из российских частных нефтегазовых компаний отметил, что пока российское законодательство не дает четких гарантий того, что компания, финансирующая геологоразведочные работы, получит право на разработку потенциальных месторождений. «Вопрос в гарантии, а кто будет вести разведку – не так важно», — подчеркивает он.