«Аэрофлот» перенес начало полетов самолета Boeing-777-300ER из-за отсутствия сертификата авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), следует из официального сообщения компании.
Новый Boeing 777-300ER был передан «Аэрофлоту» 30 января 2013 года. Полеты на этом борту должны были начаться 1 февраля.
«Запланированные к выполнению на ВС В-777-300ER рейсы Москва--Бангкок будут выполняться двумя ВС — B-767 и A-330. Пассажиры рейсов по маршруту Москва — Бангкок — Москва, купившие билеты в класс «комфорт», будут перевезены бизнес-классом», — указывается в сообщении «Аэрофлота». В компании также уточняют, что за перенос начала полетов самолета «компанией будут приняты меры по взысканию причиненного ущерба».
С представителем авиакомпании оперативно связаться не удалось.
Порядок сертификации авиационной техники в России установлен Авиационными правилами (Часть 21: «Процедуры сертификации авиационной техники»). Средний срок получения сертификата занимает 5–8 месяцев.
На начальном этапе авиаперевозчик подает заявку в авиарегистр, который разрабатывает сертификационный базис образца. Далее идут сертификационные заводские и контрольные испытания. В качестве завершающего этапа проводится анализ, принятие решения и последующая выдача сертификата.
В Boeing утверждают, что компания вовремя предоставила российским регулирующим органам информацию для сертификации Boeing 777-300ER. «Федеральное авиационное управление США (FAA) подало документы на сертификацию Boeing 777-300ER от имени компании в АР МАК 12 апреля 2012», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.
«Boeing тесно сотрудничает с российскими регулирующими органами и предоставляет им все материалы, необходимые для сертификации этой модели», — утверждают в компании.
Официальный представитель МАК Олег Ермолов сообщил «Газете.Ru», что в настоящее время специалисты комитета находятся в Сиэтле и работают над тем, чтобы данный тип самолета прошел валидацию. Он добавил, что комитет «удивлен появившейся в СМИ публикацией официального мнения представителя Минтранса по вопросу легитимности авиационных правил сертификации, по которым работает МАК».
Ранее представитель ведомства заявил «Интерфаксу», что Минтранс и Росавиация могут занять консолидированную позицию по данному случаю и дать разрешение «Аэрофлоту» выполнять полеты на основании того, что разработанные МАК авиационные правила сертификации не проходили государственную регистрацию в Минюсте и не опубликованы в установленном порядке.
В Минтрансе вопрос относительно сертификации Boeing-777-300ER перенаправили в Росавиацию. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский сообщил «Газете.Ru», что, в соответствии с требованиями Воздушного кодекса, МАК должен сертифицировать воздушное судно и выдать ему сертификат типа в том случае, если оно произведено в иностранном государстве и будет эксплуатироваться в России. «Без сертификата типа Росавиация не может вносить самолет в сертификат эксплуатанта российской авиакомпании, — заявил он.
Договор с Boeing на поставку восьми самолетов типа 777«Аэрофлот» заключил в начале марта 2011 года. Каталожная стоимость одного лайнера составляет от $232–284 млн долларов (в каталожных ценах сумма контракта составляет более 2,1 млрд долларов), однако авиастроительный концерн сделал авиакомпании скидку в 20% — российская компания заплатила за суда около $1,6 млрд.
21 июня того же года в рамках парижского авиашоу был подписан контракт еще на восемь аналогичных судов вместимостью 385 кресел; его каталожная стоимость составила $2,3 млрд. Источник в отрасли снова говорил о «существенной скидке» для авиакомпании.
«Валидация – признание американской сертификации, — объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Специалисты МАК проверяют сертификацию на соответствие требованиям авиационного регистра МАК. Если оно полное, следует автоматическая выдача сертификата типа, а если нет – необходимо досертифицировать оставшуюся часть».
Обычно западные и российские сертификационные требования идентичны, поэтому полгода для валидации более чем достаточно, говорит эксперт. Гусаров уверен, что авиаперевозчику и авиационным властям удастся договорится: «Российские аэропорты сертифицируются на прием воздушных судов, но самолеты иногда летают и в несертифицированные для этих типов аэропорты, так как Росавиация выдает им разовое разрешение. Возможно, есть аналогичный механизм выдачи временных разрешений на полеты».
В России нет государственной структуры по сертификации: ее выполняет международная организация, которая не находится в российской юрисдикции. В тоже время сертификация МАК признана другими авиационными администрациями, в том числе международными авиационными организациями.
«И если Росавиация и Минтранс начнут оспаривать права МАК, можно ожидать серьезную борьбу», — говорит Гусаров.
«Для «Аэрофлота» это в первую очередь имиджевый ущерб, — добавляет эксперт. — Новый самолет был поставлен на определенный рейс — люди знали, что полетят именно на нем. «Аэрофлот» не будет отменять рейс — он будет выполнен на других самолетах, и у пассажиров не будет формальных претензий к перевозчику».