Правительство определило меры для снижения стоимости авиаперевозок на внутренних линиях. Перечень разработан по поручению Владимира Путина от 7 января 2013 года, сообщил «Газете.Ru» осведомленный источник в отрасли. Речь идет об изменениях законодательной и нормативной базы, которые должны снизить цены на билеты и создать условия для появления бюджетных авиакомпаний.
«Дорожная карта» по развитию конкуренции, утвержденная правительством в декабре 2012 года, предполагает, что уже в 2013 году в России должен появиться один лоукост-перевозчик, а в 2014 году таких компаний будет две. Главный показатель – рост авиационной мобильности населения: межрегиональные перевозки, по версии правительства, должны ежегодно расти на 1 млн перевезенных пассажиров (в 2012 году – 4,53 млн; в 2013-м – 5,53 млн, в 2014-м – 6,53 млн).
Одной из мер, направленной на «создание благоприятных условий для появления на рынке воздушных перевозок низкобюджетных авиаперевозок», станет очередное изменение правил по количеству самолетов в парке авиакомпаний.
До ноября 2012 года для выполнения регулярных рейсов авиакомпании достаточно было иметь в парке три однотипных самолета. Но в ноябре вступила в силу новая редакция Федеральных авиационных правил в части сертификации «физических и юридических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки». По ним регулярный перевозчик обязан иметь не менее трех самолетов вместимостью до 55 кресел или восьми самолетов более чем на 55 кресел, а для выполнения чартерных рейсов нужны не менее трех самолетов более чем на 20 кресел.
Ужесточение требований к перевозчикам, в том числе по количеству воздушных судов в парке, произошло по требованию Дмитрия Медведева (в тот момент президента) после банкротства авиакомпании «Континент» и катастрофы Як-42 под Ярославлем в 2011 году. Но изменения были критично оценены авиационным сообществом. В отрасли предупреждали, что такие требования станут преградой для появления на рынке новых перевозчиков, особенно работающих по схеме бюджетных авиаперевозок (у лоукостера «Wizz Air Украина», например, только два лайнера Airbus A320). Вступившие в силу количественные требования по парку, как сообщали в авиакомпании «Кубань», стали одной из причин прекращения деятельности компании в декабре 2012 года.
Теперь Минтрансу предстоит разработать и утвердить новые изменения. Предварительный срок выполнения этого поручения – май 2013 года, сообщил источник.
Другие меры по удешевлению авиаперевозок, вошедшие в предварительный план-график работы профильных ведомств, так или иначе уже звучали. Это введение «невозвратных» билетов (срок подготовки законопроекта – август 2013 года, хотя в «дорожной карте» правительства значится 1 января 2013 года), снятие ограничений на работу иностранных пилотов в российских компаниях (проект закона должен быть готов к апрелю, в «дорожной карте» значится 1 января 2013 года), исключение из тарифа расходов на перевозку багажа при его отсутствии (срок – август 2013 года), отказ от обязательного питания на борту с продолжительностью полета менее трех часов (март).
Некоторые меры касаются работы аэропортов. Минтрансу поручено ослабить требования по сертификации для аэропортов с низкой интенсивностью полетов. Федеральная антимонопольная служба, Минтранс, Минэкономразвития и Федеральная служба по тарифам к марту должны согласовать требования к аэропортам по наземным услугам. В аэропортах с пассажиропотоком от 1 млн человек в год должно быть минимум два поставщика по отдельным видам наземных услуг (по обслуживанию пассажиров, заправке самолетов, хранению топлива, обработке грузов, техническому обслуживанию воздушных судов). Там, где пассажиропоток превышает 5 млн человек, таких поставщиков должно быть не менее трех.
ФСТ займется разработкой методики расчета затрат и прибыли при формировании регулируемых тарифов в аэропортах. До декабря 2013 года ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс проведут ту же работу по ставкам сборов за аэронавигационное обслуживание. К марту ведомства должны определить, что необходимо сделать со ставками арендной платы за использование аэродромов.
Министерство иностранных дел займется переговорами с Организацией экономического сотрудничества и развития по включению России в «Кейптаунский список» (право на сокращение премиальных ставок по экспортным кредитам для гражданской авиации). К марту профильным ведомствам предстоит подготовить предложения об освобождении от таможенных пошлин турбовинтовых самолетов с вместимостью не более 72 кресел.
Предварительные предложения ведомств обсуждались с участниками рынка 14 января на совещании под руководством министра транспорта Максима Соколова и советника президента Игоря Левитина.
Тогда часть инициатив была «забракована». В частности, пока отклонена идея обнуления налога на добавленную стоимость (НДС) на внутренние авиаперевозки. Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов говорил, что обнуление НДС в этом сегменте возможно уже в 2013 году. Эту меру прорабатывали и в Минтрансе. Но, как рассказал один из участников совещания, представители авиакомпаний «откровенно сказали, что обнуление НДС не та мера, которая позволит им тут же снизить тарифы».
Под вопросом остается и требование, предложенное ФАС, по созданию в аэропортах не менее двух альтернативных топливно-заправочных комплексов. «В большом количестве аэропортов это требование физически невыполнимо: нет земли под ТЗК, — утверждает источник. – К тому же все еще спорна аргументация требования – практика показывает, что цена керосина зависит не от количества ТЗК, а от поставщиков нефтепродуктов».
ФАС, Минэнерго и Минэкономразвития предстоит проработать и требования к поставщикам нефти и нефтепродуктов, направленные на создание «реальных конкурентных условий на внутреннем рынке».
21 января пакет предложений обсуждался на совещании во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем, но не был утвержден. «Я попросил дать конкретику, насколько те или иные меры смогут повлиять на себестоимость авиакомпаний и, как следствие, на снижение цен на билеты», — пояснил он «Газете.Ru». В Минтрансе не смогли оперативно прокомментировать, когда будут готовы обоснования предложенных мер или их корректировки. «Нужно не менее двух недель», — считает источник в ведомстве.
Бюрократические процедуры, судя по графику правительства, не позволят создать бюджетную авиакомпанию в России в 2013 году.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев осенью 2012 года сообщил Владимиру Путину, что готов создать новую компанию в группе — бюджетного авиаперевозчика. «Мешает [отсутствие] нескольких законодательных актов, — пояснил он президенту. – Точнее, поправок к Воздушному кодексу, которые мы должны реализовать для того, чтобы создать национальный лоукостер. И мы готовы это сделать. Если поправки в Воздушный кодекс будут приняты — от полугода до года максимум…»
Работа по бизнес-модели бюджетного перевозчика в рамках группы еще не завершена, сообщили в «Аэрофлоте» 22 января. «Есть несколько вариантов, которые прорабатываются», — добавил представитель компании. «Как только законодательные ограничения будут сняты, «Аэрофлот» обязуется создать и запустить лоукостер в течение полугода», — подтвердил он планы группы.
Но, согласно еще не утвержденному графику, законодательные ограничения могут быть сняты не ранее осени 2013 года.