Приватизация «Аэрофлота» может пройти в форме продажи стратегическому инвестору. Об этом сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью Bloomberg.
«В ходе приватизации «Аэрофлот» должен перейти под контроль стратега, который сможет развивать авиакомпанию, — пояснил Шувалов. — Главное, чтобы не пришел стратег, который их убьет как конкурента».
Полный выход государства из капитала «Аэрофлота» предусмотрен, согласно плану приватизации, до 2016 года. В собственности государства находится 51,17% акций компании. На данный момент в планах у государства сохранение «золотой акции». Такая акция дает решающий голос на собраниях акционеров.
Сейчас у «Ростеха» 3,55% акций «Аэрофлота» (госкорпорация получила их в конце 2011 года по итогам сделки по передаче российскому авиаперевозчику своих авиационных активов). В середине декабря 2012 года еще один крупный миноритарий «Аэрофлота» — Национальный резервный банк, подконтрольный Александру Лебедеву, — сообщил о снижении доли в капитале перевозчика с 5,15% до 4,77%. Остальные акции «Аэрофлота» находятся у частных инвесторов, в том числе менеджмента авиакомпании, и торгуются на Московской бирже.
Акции «Аэрофлота» на Московской бирже растут с конца прошлого года. В последний день торгов — 28 декабря 2012 года — они стоили 44,99 рублей за акцию. По данным на 18.00 21 января, их цена составляет 50,54 рублей за акцию. Капитализация компании — 56,142 млрд рублей.
Стратегический инвестор для «Аэрофлота» будет из числа западноевропейских авиакомпаний, прогнозирует Андрей Рожков из ИФК «Метрополь».
Учитывая авиационный трафик из России в Европу, аналитик считает, что «европейские компании — Lufthansa, Air France — KLM или British Airways — найдут самую большую синергию в поглощении «Аэрофлота».
Рожков уточняет, что для продажи всего государственного пакета «Аэрофлота» европейскому стратегу правительству придется менять законодательство, чтобы позволить иностранному инвестору владеть более чем 49% в российской компании. Кроме того, в рамках приватизации предстоит указать определенные поведенческие условия для будущего инвестора, в том числе с точки зрения антимонопольного законодательства. Иначе остальные российские перевозчики не выдержат конкуренции, поясняет Рожков.
Стратегическому инвестору, заинтересованному в управлении компанией, нужна крупная доля, напоминает Елена Садовская из Rye, Man & Gor Securities. Но влияние на стратегические решения возможно для акционеров с пакетом более 25% акций, добавляет она, полагая, что государство «может разбить свой пакет и продать частями». Стратегический инвестор, по мнению Садовской, будет иметь российское происхождение.
«Европейского игрока не допустят до госпакета «Аэрофлота» — велик и очевиден конфликт интересов», — считает она. Гипотетически, рассуждает аналитик, часть госпакета можно предложить альянсу Qantas (Австралия) и Emirates (ОАЭ): «рынки разные, а вот иметь долю на российском рынке, растущем 30-процентными темпами, очень даже неплохо».
Другой вариант — сделка в софинансировании с Европейским банком реконструкции и развития (EBRD) или IFC (Международной финансовой корпорацией Всемирного банка). У EBRD около 30% всех инвестиций в России, отмечает Садовская, но признает, что эти структуры стратегическими инвесторами стать не могут, их профиль — финансовые инвестиции.
«Можно рассуждать о Qantas и EBRD, но до 2016 года многое может измениться в расстановке сил и приоритетов, возможно, отдадут очередному крупному российскому холдингу», — считает Садовская.
«Приватизацию «Аэрофлота» обсуждают уже не первый год, — скептична аналитик по акциям транспортных компаний ИК «Открытие Капитал» Ирина Ступаченко. — На мой взгляд, это пока еще очень предварительные, теоретические рассуждения, которые не имеют под собой никакого практического обоснования».