Израильский предприниматель Аркадий Гайдамак подал в тель-авивский окружной суд иск против главного раввина России Берла Лазара на $1 млн. В исковом заявлении Гайдамак обвинил Лазара в «сокрытии, уничтожении или потере соглашения» о партнерстве Гайдамака с другим крупным израильским бизнесменом Львом Леваевым «при непонятных обстоятельствах, вызывающих подозрения в халатности или злом умысле», сообщают израильские издания The Marker и «Калькалист».
Гайдамак утверждает, что в 2001 году передал Лазару на ответственное хранение договор о сотрудничестве с Леваевым, с которым они вместе занимались экспортом алмазов из Анголы. По версии Гайдамака, согласно документу, Леваев соглашается делиться поровну доходами от алмазного бизнеса. Истец утверждал также, что идея составления такого договора и передачи его на хранение (согласно еврейской традиции) Лазару исходила от Леваева. Когда между партнерами возник конфликт, раввин, со слов Гайдамака, скрыл документ, не дав ему возможности отстоять свои интересы. «Это трастовое соглашение было оформлено в одном подписанном экземпляре, и этот подписанный экземпляр был передан главному раввину России Лазару на ответственное хранение в соответствии как с религиозными, так и с гражданскими нормами», — уверяет Гайдамак.
В мае 2010-го Аркадий Гайдамак уже подавал жалобу на Берла Лазара в раввинский суд в Москве. По словам Гайдамака, Лазар отказался явиться на этот суд. В июне 2012 года британский суд установил, что соглашение между Гайдамаком и Леваевым действительно существовало, но было аннулировано, так как стороны заключили мировое соглашение. Сейчас Гайдамак говорит, что подпись под отказом от претензий от него получили «мошенническим путем». Претензии к Леваеву Гайдамак оценивал в $2 млрд.
Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин назвал информацию Гайдамака недостоверной и «бредовой». По его словам, раввин Лазар неоднократно заявлял, что ему «никаких партнерских документов никогда не передавалось». «Он не банковский сейф для хранения! Ему передаются в большом количестве обязательства общинного толка, гарантийные письма перед общиной ему могут передавать, но юридической силы они не имеют», — сказал Горин РИА «Новости».
Раввинский суд (бейт дин) существует практически в каждом крупном мегаполисе, где проживают евреи. Помимо компетенции в вопросах сугубо религиозного характера бейт дин служит также (с согласия сторон) арбитражным судом.