Дочерняя компания «Мечела» «Мечел-Транс» продала почти все акции недавно купленного порта Ванино российским и иностранным инвесторам, оставив у себя около 1,5% обыкновенных именных акций предприятия.
Компания уточнила, что продажа произведена по условиям финансирования сделки по приобретению 55% (73,33% обыкновенных именных акций) уставного капитала Ванино.
Инвесторы не имеют интересов в перевалке грузов через порт Ванино, что позволит «Мечелу» в полной мере использовать мощности порта для перевалки продукции группы, отмечается в пресс-релизе. В Ванино уже началась обработка судов с грузами «Мечела».
Сумму сделки и конечных приобретателей компания не раскрывает.
«Мечел-Транс» в декабре прошлого года выиграл конкурс на 55% акций Ванинского морского торгового порта, предложив рекордные 15,5 млрд руб. — в десять раз больше стартовой цены. Сделка стала одной из крупнейших в приватизационной программе 2012 года.
Гендиректор «Мечела» Евгений Михель на прошлой неделе уточнил, что компания выступает «во главе консорциума российских и иностранных инвесторов». «С учетом высокой долговой нагрузки группы мы достигли с инвесторами соглашения, что они предоставят нам недолговое фондирование при условии, что мы будем управлять портом», — пояснил он. При этом, по заявлениям менеджмента, влияние на баланс группы «Мечел» будет минимальным, а влияния на денежные потоки не будет. О готовящейся сделке по перепродаже акций не сообщалось.
Ранее предполагалось, что «Мечел» мог участвовать в торгах по Ванино в консорциуме с принадлежащим Анатолию Скурову холдингом «Сибуглемет» и структурой государственного Уралвагонзавода — компанией «УВЗ-Логистик». Один из источников на рынке говорит, что финансирование могло быть предоставлено одним из банков — кредиторов сделки под залог акций.
Другой источник «Газеты.Ru» предполагает, что акции могли быть перепроданы одному из азиатских партнеров компании — южнокорейской Posco или японской Mitsui.
В ноябре южнокорейские СМИ сообщали, что «Мечел» предлагал Posco совместно модернизировать терминал в северокорейском порту Раджин.
«Иностранные инвесторы — это, скорее всего, компании из стран «черного списка»: в России существует негласный правительственный запрет на продажу долей в портах США, Великобритании, Японии и Китаю, — полагает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. — Порт Ванино был продан за 15 млрд рублей, еще как минимум столько же нужно вложить, чтобы привести его в нормальное рабочее состояние».
Структура владения Ванино еще может поменяться. На этой неделе «Мечел-транс» предложил миноритарию порта En+ Олега Дерипаски, который проиграл в аукционе по продаже госдоли порта, продать 21,6% обыкновенных акций (28,1% уставного капитала) Ванино, сообщали источники, близкие к одной из компаний.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что переговоры продолжаются, но официальной оферты пока не последовало.
В En+ и «Мечеле» отказались от комментариев.