Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выпустило экстренную директиву о прекращении всех полетов на Boeing-787 Dreamliner для проверки литиевых батарей, которые за последние полторы недели дважды выходили из строя.
«Перед полетами FAA должна удостоверится, что у каждого зарегистрированного в США самолета Boeing-787 батареи находятся в исправном состоянии», — заявил регулятор. Из американских авиакомпаний 787 Dreamliner эксплуатирует United Airlines. Ее самолетный парк насчитывает шесть таких судов.
FAA добавила, что в сотрудничестве с Boeing и американскими авиаперевозчиками намерена разработать план скорректированных действий, который как можно быстрее позволит возобновить безопасные полеты на самолетах 787 Dreamliner. При этом FAA призывала авиационные власти и других стран принять аналогичные действия в отношении перелетов на Dreamliner.
К этому совету прислушалась Индия. «Мы потребовали от авиакомпании Air India поставить на прикол все ее шесть Boeing-787 по рекомендации FAA, исходя из соображений безопасности», — заявил представитель управления гражданской авиации Индии.
Чилийская авиакомпания LAN в среду вечером также объявила о решении приостановить полеты на трех принадлежащих ей 787 Dreamliner. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) последовало примеру авиационных властей других стран и запретило польской авиакомпании Lot Polish Airlines запустить регулярные рейсы из Варшавы в Чикаго, которые компания планировала осуществлять на 787 Dreamliner.
Следом за Европой самостоятельное решение о приостановке полетов Boeing-787 приняла компания Qatar Airways. В ее парке — пять таких самолета, причем в декабре 2012 года перевозчик снимал с рейсов один из них из-за проблем с электрооборудованием, а позднее в компании заявили, что в самолете было обнаружено сразу несколько технических дефектов. Катарский перевозчик – один из крупных заказчиков Boeing – компания оформила заказ на 57 самолетов Boeing 787 (в эту цифру включен и опцион).
У Ethiopian Airlines – четыре Dreamliner. Компания, как утверждает североафриканское издание Zawya со ссылкой на источник, также приняла решение о приостановке полетов. Таких проблем, как другие авиаперевозчики, у лайнеров компании не обнаружено, однако компания приостанавливает полет Boeing-787 «в качестве дополнительной меры предосторожности ... и для выполнения рекомендаций Федерального управления гражданской авиации США (FAA)», уточняет Aviation Week.
Всего, по данным на 31 декабря 2012 года, перевозчикам было поставлено 49 самолетов. Все они теперь остаются на земле.
Решения о приостановке полетов были приняты после инцидента с самолетом японской авиакомпании All Nippon Airways (ANA): в среду он совершил вынужденную посадку из-за задымления в кабине пилотов. Проверка показала, что загорелась аккумуляторная батарея. После этого перевозчик, а также другая крупнейшая японская авиакомпания Japan Airlines (JAL) объявили, что в целях безопасности приостанавливают все полеты на самолетах 787 Dreamliner.
За последние полторы недели с Dreamliner произошло семь инцидентов, в числе которых были неполадки с тормозной системой, утечка топлива из баков, масла из двигателя, трещины в стекле, возгорание аккумулятора вспомогательной энергетической установки.
Еще в середине декабря 2012 года FAA США распорядилось провести проверку всех лайнеров 787 Dreamliner на предмет возможных проблем с топливопроводом. Проверки были рекомендованы после того, как эксплуатанты сообщили о случаях утечки топлива. На прошлой неделе ведомство объявило о проведении полной проверки производства 787 Dreamliner, особое внимание в ходе которой должно быть уделено электросистеме самолетов и контролю качества при сборке.
Американский концерн настаивает на безопасности своих самолетов. «Безопасность пассажиров и членов экипажа, которые летают на самолетах Boeing, для нас превыше всего. Boeing сотрудничает с FAA и стремится найти ответы как можно быстрее.
Компания в круглосуточном режиме работает со своими клиентами, представителями ведомства и следственных органов», — заявил исполнительный директор корпорации Джим Макнерни. По данным Boeing на конец 2012 года, количество заказов на 787 Dreamliner составляет 799 самолетов.
«Если в конечном итоге они (Boeing. — «Газета.Ru») решат все проблемы и дадут людям уверенность в безопасности полетов, это сыграет Boeing на руку, — цитирует Reuters аналитика Imperial Capital Кена Герберта. — Но, если рассматривать ситуацию в краткосрочной перспективе, ситуация для них отрицательна. Компании придется делать значительные инвестиции». По словам аналитика Leeham Co Скотта Гамильтона,
приостановка полетов — «худшее, что может случиться в программе эксплуатации самолетов». «Если это выходит за рамки просто неудачной конструкции аккумуляторной установки, то возникнет цепная реакция
— компании необходимо будет перестроить некоторые системы, которые подводятся к аккумулятору, понять, почему этой проблеме не уделили должного внимания изначально и т. д., — поясняет он. — Происходит пересборка самолетов, которые неисправны, сроки поставок смещаются».
Сейчас на производственных мощностях Boeing шесть 787 Dreamliner уже готовы для поставки различным авиакомпаниям, еще четыре самолета проходят последние этапы сборки, пишет Reuters.
Российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» также заключили контракты на поставку Boeing 787 Dreamliner. «Аэрофлот» подписал соглашение с Boeing в 2007 году о покупке 22 самолетов Dreamliner. Сначала поставка самолетов должна была начаться в 2014-м, но позднее Boeing оповестил заказчиков, что сроки сдвигаются и, в частности, «Аэрофлот» получит машины только в 2016 году. «Трансаэро» заказала четыре самолета (стоимость сделки составила $774 млн, первый авансовый платеж прошел в конце 2011 года). Начало поставки планируется на 2014 год.
В российских компаниях заявили, что следят за развитием событий с самолетами Dreamliner, но отказываться от заказов не планируют.
Проблемы с 787 Dreamliner все-таки могут привести к тому, что авиакомпании начнут пересматривать заказы на самолет, предупреждает основатель Farecompare Рик Сини. Что касается пассажиров, то некоторые из них летают довольно регулярно и часто выбирают рейсы на каком-то определенном самолете, в том числе 787 Dreamliner. Решение FAA и других авиационных ведомств может заставить их изменить предпочтения.
После решения FAA о приостановке полетов Dreamliner акции Boeing на вечерних торгах упали более чем на 2%, до $74,34, накануне, после такого же решения в Японии, они потеряли 3,4%. Капитализация компании составляет $56,06 млрд.