Экономический рост в России замедляется, в течение года показатели скачут, промышленное производство и приток инвестиций «затухают», заявил президент Владимир Путин на профильном совещании.
Возможности стимулирования экономики за счет повышения спроса исчерпаны, констатировал он.
В начале 2012 года ВВП России в годовом исчислении показывал рост в 4,9%, а в ноябре обрушился до 1,2%. «Окончательных цифр за декабрь пока нет, возможно, они окажутся более обнадеживающими, но результаты ноября вселяют определенное беспокойство», — признал президент.
Согласно оценкам Минэкономразвития, ВВП по итогам 2012 году должен вырасти на 3,5%.
Вклад в замедление российской экономики внесли как внутренние (среди них засуха), так и внешние факторы. Когда в конце года лидеры еврозоны смогли выработать решения по преодолению долгового кризиса, рынки впали в панику, вызванную ожиданиями «фискального обрыва» в США, сказал Путин. «Сейчас многие засады преодолены уже, пройдены, но опыт показывает, что наступившее затишье может оказаться лишь временным, и мы к этому тоже с вами должны быть готовы», — отметил он.
Пресс-служба президента опубликовала сообщение о вечернем совещании одновременно с выступлением премьер-министра Дмитрия Медведева на Гайдаровском форуме в РАНХиГС. «Основная цель правительства на ближайший период – обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста, во всяком случае не ниже 5% ВВП», — заявил он. Этот ориентир – 5–6% — был обозначен и Путиным в послании Федеральному собранию.
Но в следующем году Минэкономразвития ожидает 3,6%, а при неблагоприятном стечении обстоятельств – 3–3,2%.
В 2014–2015 годах Россия может выйти на темпы роста ВВП чуть более 4%, но для этого нужны будут «серьезные преобразования», в том числе корректировка бюджетного правила, сказал в среду замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Ранее ведомство предлагало снизить размер Резервного фонда с 7% до 5% ВВП для высвобождения инвестиционных ресурсов, в том числе на инфраструктурные проекты.
Но Медведев первой из семи экономических задач правительства назвал «жесткую, долгосрочную и предсказуемую бюджетную политику», снижение инфляции и повышение эффективности госрасходов.
Вторая главная задача – развитие инфраструктуры.
Среди других направлений отмечены повышение мобильности трудовых ресурсов, улучшение делового климата, создание условий для развития образования и здравоохранения, повышение инвестиционной привлекательности регионов и углубление интеграции России в мировую экономику.
Инвестиции стоило бы направлять в первую очередь на дорожную и коммунальную инфраструктуру, говорил накануне и Путин. Деньги могут быть найдены за счет сокращения неэффективных госрасходов, считает он. Еще один источник – Фонд национального благосостояния. Ранее было решено направить 100 млрд на инфраструктурные проекты. Решать, какие проекты будут окупаться, должна управляющая компания – Росфинагентство.
Дополнительно Путин поручил проанализировать, «действительно ли в текущей ситуации меры в этом направлении исчерпаны, или, наоборот, на фоне европейской рецессии имеет смысл еще немного простимулировать спрос мерами бюджетной или монетарной политики».
Стимулировать рост за счет наращивания госрасходов и спроса при ненефтегазовом дефиците в 10,6% ВВП нецелесообразно, считает министр финансов Антон Силуанов. По его словам, бюджет не источник инвестиций, а средство выполнения социальных обязательств. «А мы увлеклись прямым финансированием инвестпроектов, — отметил он. — Надо переориентировать бюджетные расходы – на каждую копейку бюджетную привлекать 5–10 копеек частного капитала».
Одной из центральных тем совещания у президента было частно-государственное партнерство, говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом консультаций по вопросам финансовой политики.
«Существует позиция, ориентированная на предсказуемость бюджетной политики и увеличение доли инвестиций в ВВП за счет улучшения бизнес-климата. Альтернативная концепция предполагает стимулирование роста в том числе госинвестициями, в частности в инфраструктурные проекты», — рассказал он. Но анализ работы российских фондов развития за пять лет, в том числе инвестфонда, показал отсутствие значимых результатов с точки зрения стимулирования экономики, отметил источник.
По его данным, по итогам совещания президент в целом поддержал курс на жесткую бюджетную политику.
Речь идет о двух концепциях – бюджетной консолидации или стимулировании экономического роста за счет увеличения государственных расходов; финального решения в данной дискуссии нет, говорит директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Монетарные меры стимулирования роста он называет «загадкой». Приток, например, иностранных инвестиций может обеспечить не снижение, а повышение ставки рефинансирования, заметил экономист, напомнив о последнем решении ЦБ оставить базовую ставку неизменной.
Но роста ставки ЦБ, очевидно, недостаточно для привлечения инвестиций в страну, считает председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. Кроме того, увеличение ставки обычно является ответом на повышение уровня инфляции, напомнил он.