Федеральный суд Манхэттена постановил, что новостное агентство France Presse и издание The Washington Post нарушили авторские права фотографа Дэниела Мореля, без разрешения использовав фотографии, которые он опубликовал с своем микроблоге в Twitter, сообщает Reuters.
Судебный процесс, начавшийся в марте 2010 года, впервые затронул вопрос, как фотографии, которые пользователи выкладывают в социальных сетях и на других соцмедиа ресурсах, могут использоваться третьими лицами и в коммерческих целях.
Три года назад Морель опубликовал в своем твиттере 13 фотографий, которые сделал после землетрясения на Гаити. На сервисе микроблогов их нашел один из редакторов AFP через другой аккаунт. Агентство внесло восемь снимков Мореля в собственный фотобанк и одновременно перенаправило их в фотоагентство Getty Images. Одним из клиентов Getty Images является издание The Washington Post, которое опубликовало четыре фотографии на своем веб-сайте.
AFP настаивало, что условия использования сервиса Twitter предусматривали право агентства на использование фотографий, опубликованных Морелем.
Но суд решил иначе: хотя правила компании разрешают пользователям репост и ретрансляцию снимков, или так называемый «ретвит», они не предусматривают их использование в коммерческих целях без спроса правообладателя.
На последующих слушаниях суду предстоит определить, какую ответственность понесут Agence France Presse и The Washington Post, а также вынести решение по некоторым другим пунктам этого дела. Суд должен оценить убытки Мореля за каждую фотографию, использованную в коммерческих целях. Даты новых заседаний пока не назначены. Getty Images также привлечена к процессу, но инстанция пока не вынесла никакого решения в отношении фотоагентства.
У адвокатов AFP, а также представителей The Washington Post и Getty Images получить оперативный комментарий не удалось. В Twitter с решением суда согласны. «Как и всегда, по правилам нашей политики владельцами фотографий являются пользователи Twitter», — цитирует The Verge заявление представителя сервиса микроблогов.
«Данное решение создает прецедент для коммерческого использования снимков, публикуемых на соцмедиаресурсах. Это может подтолкнуть сайты, которые используют такую практику, скорректировать свою работу», — отмечает эксперт портала The Verge Брайан Бишоп.
Претензии по поводу публикации фотографий не раз адресовались и крупнейшей социальной сети Facebook. Сложности в настройках приватности ресурса привели к тому, что в публичном доступе оказалась даже частная фотография сестры основателя Facebook Марка Цукерберга — Рэнди.
Фото было опубликовано в профиле Рэнди для друзей, где его увидела директор по маркетингу и разместила ее в своем твиттере, на который подписаны около 40 тысяч человек.
А в конце декабря пользователи подали коллективный иск к администрации сервиса Instagram, который Facebook приобрел в прошлом году. Их возмутили новые правила ресурса, согласно которым пользователь, удаливший свой профайл из Instagram, автоматически теряет права на фотографии, ранее загруженные на сервис.