Московский арбитражный суд удовлетворил иск «Российских железных дорог» (РЖД), признав недействительным постановление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о привлечении РЖД к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением.
6 ноября 2012 года ФАС наложила на РЖД штраф в размере 2,2 млрд рублей – две прогнозные чистые прибыли монополии за 2013 год. Но суд решил полностью отменить оспариваемое постановление службы, сообщает «Интерфакс».
Административное дело в отношении РЖД было возбуждено по заявлениям десятков компаний, девяти объединений грузоотправителей, чиновников и региональных прокуратур. Они указывали на рост транспортных затрат при перевозке грузов по железной дороге в 2010–2011 годах, увеличение «вагонной» составляющей в затратах, массовую неотправку грузов. РЖД либо неполностью согласовывала, либо вообще отказывала в согласовании перевозок, утверждали грузоотправители.
В 2010—2011 годах монополия стала работать с «дочками», ПГК и ВГК, через агентские структуры. «Суть в том, что РЖД в два раза подняла стоимость вагонов, которые сдает в аренду, — пояснял в декабре в интервью «Газете.Ru» глава ФАС Игорь Артемьев. – Это сделано хитро, через обратную аренду у «дочек». Как монопольный перевозчик, она этого делать не могла».
В результате на рынке был избыток вагонов, но предоставляли не весь подвижной состав, говорят в ФАС. «Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», — говорилось в сообщении ведомства по результатам расследования. Стоимость перевозок увеличилась на 30% и более, утверждали в ФАС.
В РЖД тогда ответили, что компания считает парк ПГК и ВГК частным – вагоны были переданы этим компаниям в уставный капитал, так что принуждение их предоставлять вагоны по регулируемым ценам в качестве вагонов инвентарного парка «перечеркивает уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора». Решение антимонопольной службы противоречило планам правительства по реформированию отрасли и выделению вагонной составляющей, заявили в компании, обвинив ФАС в попытке перечеркнуть решения правительства по демонополизации грузового вагонного парка.
В ходе судебного рассмотрения штрафа РЖД антимонопольная служба просила отложить иск, так как в ближайшие дни планирует подать кассационную жалобу по другому делу, которое имеет отношение к иску. Но суд отклонил ходатайство ФАС России.
«Если суды решат не в нашу пользу, все останется в экономике как есть, — комментировал Артемьев возможный проигрыш по иску. – Но с нашей подачи правительство уже заговорило об этой теме».