«Я думаю, что за все время, во всяком случае постсоветское, никогда такое количество денег не выделялось – просто несопоставимо ни с каким периодом, а облегчения все равно нет», — сказал Дмитрий Медведев в пятницу во Внуково-2, на рабочей встрече по развитию Московского транспортного узла.
Премьер, вице-премьер Аркадий Дворкович, министр транспорта Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин и и. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев обсудили результаты по развитию узла, достигнутые с совещания в сентябре 2012 года.
В 2012 году федеральный бюджет на развитие Московского транспортного узла направил 121 млрд рублей, сообщил Соколов.
Из них на федеральные дороги – почти 29 млрд рублей, субсидий на дороги Москвы – 15 млрд рублей, на развитие дорожного хозяйства Московской области – 22 млрд рублей, на аэропорты – больше 9 млрд рублей, на железную дорогу – 43 млрд рублей с лишним и на развитие водного канала (Канала им. Москвы) – более 2,5 млрд рублей, пояснил министр.
«Сейчас эти средства направляются в те проекты, которые пока еще не имеют своего логического завершения», — ответил Соколов на упрек премьер-министра.
Глава Минтранса пояснил, что, когда все запланированные объекты будут введены в строй, последует «синергетический эффект». «Такие инвестиции в пределах ближайших двух-трех лет, конечно, должны иметь тот эффект, который почувствуют все жители и Московской области, и Москвы», — заключил Соколов.
В следующие три года российский бюджет направит на развитие узла почти 280 млрд рублей.
В 2013 году в федеральном бюджете на развитие узла запланированы более 93 млрд рублей, добавил Соколов. И еще около 12 млрд – на развитие дорожного хозяйства, строительство разноуровневых развязок и путепроводов в местах пересечения автомобильных трасс с железнодорожными путями. В 2014 году это 86,5 млрд и в 2015-м – 88,3 млрд рублей. Вдобавок на развитие дорожного хозяйства предусмотрены дополнительные субсидии Московской области.
Медведев детализировал перспективные расходы. В период с 2015 по 2020 год планируется выделять по 17,5 млрд рублей ежегодно на развитие железнодорожной инфраструктуры столичного региона. А в ближайшие годы РЖД и московские власти проведут реконструкцию пяти радиальных направлений – Ярославского, Горьковского, Курского, Казанского и Савеловского.
Вся программа развития городских и пригородных перевозок в Москве, как сообщала «Газета.Ru», оценивается в 236,2 млрд рублей. Речь идет о развитии десяти радиальных направлений железной дороги и Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). На МКЖД идут 54,5 млрд рублей, оставшиеся деньги направят на строительство новых главных путей по 10 радиальным направлениям — Ярославскому, Казанскому, Курскому, Савеловскому, Павелецкому, Ленинградскому, Белорусскому, Горьковскому, Смоленскому и Октябрьскому. Реализация проекта позволит ввести дополнительные электрички, увеличив их количество на 30—40%, считают разработчики проекта.
Московское правительство финансирует первый этап работ (около 48 млрд рублей) по четырем приоритетным для города направлениям — Горьковскому, Казанскому, Курскому и Ярославскому. Дополнительные главные пути здесь будут построены уже к 2015—2016 годам. На развитие остальных радиальных направлений деньги выделяет федеральный бюджет.
«У нас был определенный недостаток средств (на развитие пригородного сообщения. – «Газета.Ru») в размере 97 млрд рублей», — уточнил Соколов на рабочей встрече в пятницу. Но, по словам министра, дефицит был устранен. «Более того, ускоренными темпами в прошлом году нами было направлено на финансирование программ развития железной дороги 43,245 млрд рублей на реализацию приоритетных проектов, — добавил он. – Это Москва – Ново-Переделкино, Москва-Смоленская–Усово, Рабочий поселок–Трехгорка, а также строительство четвертого главного пути на участке Москва–Крюково».
В дополнительной проработке, уточнил Соколов, нуждаются проекты «большое Домодедово» и парк «Россия», транспортное обеспечение аэропорта Внуково, ветка в северную часть аэропорта Шереметьево. «Мы и в рамках координационного совета, и в рамках взаимодействия с РЖД сейчас эти вопросы рассматриваем», — сказал министр Медведеву.
Еще 30 млрд рублей необходимы столичному региону на развитие улично-дорожной сети. В бюджете этих денег нет, но «предложения уже подготовлены на 2013 год в размере 12 млрд рублей, на 2014 год – тоже в размере 12 млрд рублей, и на 2015-й в размере 6 млрд рублей», уточнил глава Минтранса.
Помимо этого министр отметил, что приоритетным является развитие хордовых связей как на территории Московской области, так и Москвы. Такие дороги перераспределят по Москве потоки большегрузного транспорта, что «крайне необходимо в связи с планируемым введением ограничения движения транспорта в пределах МКАД», — уточнил Соколов.
Ускорен, по словам министра, должен быть и проект строительства Центральной кольцевой автодороги. Но пока в транспортную госпрограмму до 2020 года, утвержденную 30 декабря 2012 года, не вошли третья и четвертая секция ЦКАД. Это участок от трассы М10 до трассы М7 в направлении Нижнего Новгорода (примерно 56 млрд рублей) и участок Ногинск–Балашиха (45 млрд рублей).