Федеральная служба по тарифам (ФСТ) готовит повышение тарифов на аэронавигационное обслуживание. Об этом стало известно из письма, направленного в адрес главы службы Сергея Новикова Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, опубликовано на ato.ru).
В письме ассоциация, представляющая интересы авиаперевозчиков, ссылаясь на полученную из ФСТ информацию по утверждению новых ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, сообщает, что не видит необходимости роста ставок.
«Новые ставки повлекут значительное увеличение расходов авиакомпаний (по экспертным оценкам, порядка 2 млрд рублей), что не предусмотрено их бюджетами», — пишет в ФСТ президент ассоциации Евгений Чибирев.
АЭВТ напомнила ведомству о постоянно растущих сборах при «предельно высокой финансовой нагрузке». «Темп роста затрат обслуживания существенно обгоняет темпы инфляции, — утверждает Чибирев. — При серьезном увеличении объемов перевозок должно быть снижение удельных затрат в себестоимости. Объем услуг в данном случае растет на 15—17%, а расходы — на 28%. Доходы операторов обслуживания высокие в отличие от авиаперевозчиков, у которых рентабельность приближена к нулю».
Отраслевые ведомства пытаются увеличить сборы за аэронавигационное обслуживание в рамках индексации и, возможно, для частичного финансирования модернизации системы организации воздушного движения.
Росавиация предлагала повышение более чем на 20%, говорит Чибирев. В ведомстве обращают внимание, что аэронавигация в России одна из самых дешевых, но в АЭВТ парируют: «Дешевле, чем в Литве, но дороже, чем в сравнимых по масштабам США, Бразилии, Канаде или Китае».
Проект Федеральной службы по тарифам предусматривал рост на 10%, говорит Чибирев.
«Последний раз ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пересматривались в 2010 году», — напомнили в ФСТ, добавив, что проект позволял обеспечить «сбалансированность деятельности Госкорпорации по ОрВД» с учетом необходимости сдерживания расходов авиаперевозчиков».
Но вопрос о повышении тарифов, который должны были рассмотреть в конце декабря 2012 года, с повестки был снят. Это произошло по нескольким причинам: к нему не была представлена позиция Минтранса, кроме того, служба отреагировала на позицию АЭВТ и получила протокольное поручение премьер-министра Дмитрий Медведева.
До 1 февраля 2013 года ФСТ, Минэкономразвития и Росавиации предстоит ответить на поручение премьер-министра о том, как за счет ставок на аэронавигацию найти деньги на модернизацию ОрВД с 2016-го по 2020 год.
Минтранс, согласовывая транспортную госпрограмму до 2020 года, не добился от Минфина утверждения дополнительных 30 млрд рублей на модернизацию ОрВД. Сразу после обсуждения программы в правительстве в ноябре 2012 года Медведев поручил ФСТ, Росавиации и Минэкономразвития рассмотреть «вопрос об установлении ставок сбора за аэронавигационное обслуживание воздушного движения на уровне, позволяющем обеспечить финансирование в 2016—2020 годах мероприятий по организации воздушного движения».
Бюджет Госкорпорации по ОрВД в 2012 году составил около 48 млрд рублей. Он складывается в основном из платежей за аэронавигацию, предприятие обслуживает около тысячи авиакомпаний, большая часть из которых иностранные. Прибыль корпорации преимущественно идет на развитие и модернизацию самой системы ОрВД. Например, по данным из открытых источников, в 2011 году чистая прибыль предприятия составила около 4,75 млрд рублей (при объеме реализации услуг чуть более чем на 44 млрд рублей).
Модернизация системы ОрВД финансируется и за счет федерального бюджета, но с 2009-го по 2012 год на это было выделено только 6 млрд рублей. Бюджетные инвестиции на 2013 год предусмотрены на уровне 2,26 млрд рублей, на 2014 год — 2,143 млрд, а на 2015 год — 2,28 млрд рублей. Отставание фактического финансирования от прописанного в ФЦП началось на второй же год существования программы — в 2010 году.
На данный момент дефицит финансирования программы составляет почти 41,75 млрд рублей от первоначального плана, что не позволяет госкопропорации провести модернизацию системы ОрВД. Но в АЭВТ считают, что «бюджетные потребности госкорпорации на цели модернизации не должны компенсироваться ростом расходов авиаперевозчиков».
Повышение ставок сборов за аэронавигацию ударит прежде всего по авиакомпаниям, которые работают исключительно на внутрироссийском рынке и не могут компенсировать убыточность внутренних перевозок международными, обращает внимание Чибирев. Внутренние перевозки в 2011 году были убыточны в размере 28 млрд рублей, сказал глава АЭВТ. В этом году убытки будут несколько меньше; за первое полугодие они составили 8,7 млрд рублей.
Чибирев напомнил, что в последние два года приостановили работу несколько десятков авиакомпаний и ни одной новой компании не было создано. Закрывались в основном компании, работающие на внутреннем рынке, которые не могут в своей технологической цепи производства сократить затраты. Развитие многих региональных маршрутов в последнее время стало возможно во многом только благодаря субсидиям из бюджета России. «Сейчас авиакомпании постоянно обвиняют в сверхтарифах, декларируются цели развития региональной авиации, но к чему ведет любое повышение тарифов и сборов? — спрашивает глава АЭВТ. — К закапыванию в землю перевозчиков, которые и так находятся в глубоко убыточном состоянии».
«В этом году будет парад банкротств», — спрогнозировал итог будущих изменений сотрудник одной из российских авиакомпаний.