Общие затраты по совместному проекту «Роснефти» и американской ExxonMobil на российском шельфе могут превысить $1 трлн. Об этом заявил в среду председатель совета директоров «Роснефти» Александр Некипелов.
«При этом имеется в виду, что это станет мощным фактором в развитии нашего судостроения, строительства платформ. Это может стать очень серьезным импульсом развития российской экономики, — сказал он. — Некоторые специалисты по масштабам возможного влияния этого проекта сравнивают его с космическим».
Летом 2011 года «Роснефть» и Exxon договорились о разработке трех участков в Карском море (Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3), подписи под соглашением поставили Эдуард Худайнатов, занимавший тогда пост президента госкомпании, и глава американского концерна Рекс Тиллерсон. Общие ресурсы проектов оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа. Для сравнения, годовое потребление нефти в мире составляет около 4,4 млрд тонн нефти и примерно 3,3 трлн кубометров газа. Также американская компания войдет в проект разработки Туапсинского прогиба на шельфе Черного моря. Его запасы могут достичь 1,2 млрд тонн нефтяного эквивалента, как и в Арктике, это предварительные оценки. Доля «Роснефти» в арктических и черноморском проектах составит 66,7%, доля Exxon — 33,3%.
По соглашению, американские инвесторы оплачивают всю первичную разведку, а в случае обнаружения нефти или газа выплачивают премию «Роснефти» за добычу. Бурение поисковых скважин намечено на 2019—2020 годы.
В обмен Exxon предоставляет российской компании возможность приобретения доли в своих проектах. Американская «дочка» «Роснефти» Neftegaz Holding America Limited входит с 30-процентной долей в проект по добыче трудноизвлекаемой нефти в Западном Техасе (участки Ла-Эскалера в Делавэрском бассейне), а также получает право на приобретение такого же пакета в 20 блоках Exxon в Мексиканском заливе. Кроме того, канадская структура «Роснефти» RN Cardium Oil Inc получает 30% в участке Харматтан (пласт Кардиум, провинция Альберта в Западной Канаде). Этот проект связан с добычей сланцевого газа.
Первоначальные инвестиции Exxon в арктический проект оцениваются примерно в $3,2 млрд. Общий объем вложений, говорил в прошлом году Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, мог достичь $200—300 млрд. Путин уточнял, что речь идет только о прямых инвестициях. «А если говорить об инфраструктуре, строительстве необходимых сооружений, обустройстве территории, то инвестиции могут дойти до $500 млрд», — отмечал премьер. Общие инвестиции в Туапсинский прогиб оцениваются еще в $50 млрд.
«Роснефть» не смогла оперативно прокомментировать удвоение предполагаемых инвестиций. В российском офисе Exxon от комментариев отказались.
По словам аналитика ФК «Уралсиб» Алексея Кокина, освоение участков в Карском море ориентировочно может занять около 25 лет. Таким образом, исходя из слов Некипелова, ежегодно «Роснефть» и Exxon будут инвестировать примерно $40 млрд. «Очевидно, вложения будут соответствовать долям компаний в проекте», — полагает Кокин. То есть «Роснефти» придется вкладывать в разработку Карского моря по $26,7 млрд в год.
Денис Борисов из Номос-банка отмечает, что способность госкомпании к таким инвестициям будет зависеть от того, сколько нефти и газа «Роснефть» будет добывать в Карском море. «Первым и важнейшим условием является подтверждение запасов, которые компания сможет поставить на свой баланс, — поясняет аналитик. – А по проекту в Карском море пока даже не проведен полный комплекс геологоразведочных мероприятий». В связи с этим Борисов отмечает, что на сегодня любые расчеты по инвестициям являются условными. Кокин также указывает, что разведочное бурение на Восточно-Приновоземельских участках не началось. «О конкретных суммах затрат пока говорить нельзя. Эти цифры озвучиваются для широкой общественности: цель этих заявлений – продемонстрировать масштабность проекта», — говорит эксперт.