Литовские власти отказываются исполнить решение арбитражного суда Стокгольма, вынесенного по иску «Газпрома». «Своим решением арбитраж ограничил правоспособность Литовского государства, право обращения в суд и свел на нет компетенцию национальных судебных инстанций принимать решения в рамках их полномочий», — цитирует коллегию Апелляционного суда Литвы ИТАР-ТАСС.
По оценке литовских судей, сложившаяся коллизия противоречит Нью-йоркской конвенции 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, что является основанием для неисполнения постановления Стокгольмского арбитража.
История берет начало в марте 2011 года, когда литовские власти подали в суд Вильнюса иск с требованием исключить из состава органов управления компании Lietuvos Dujos (поставляет в Литву российский газ, «Газпрому» принадлежит 37,1% Lietuvos dujos, E.On Ruhrgas — 38,9%, правительству Литвы — 17,7%) генерального директора Виктораса Валентукявичюса и членов правления Валерия Голубева и Кирилла Селезнева. Минэнерго Литвы заявляло, что эти менеджеры при руководстве компанией исходят исключительно из интересов «Газпрома».
В доказательство истцы ссылались на заявление Голубева, который в конце 2010 года сказал, что в 2011 году Эстония и Латвия получат скидку 15% на российский газ, а Литва — нет. Скидку Литва действительно не получила.
«Газпром» в ответ обратился в Стокгольмский арбитраж с требованием наложить запрет на продолжение разбирательств по этому делу, так как акционерный договор Lietuvos Dujos предусматривает решение любых споров именно в Стокгольме. Летом 2012 года Стокгольмский арбитраж признал начало разбирательств в суде Вильнюса частичным нарушением договора акционеров Lietuvos Dujos.
Стокгольмский суд постановил, что литовские органы власти не вправе обращаться в суды Литвы с целью принудительного изменения согласованных ранее условий покупки и транзита российского газа. Эти и все другие коммерческие вопросы регулируются исключительно договором акционеров.
В «Газпроме» от комментариев пока отказываются.
«Литва успешно воспользовалась опытом самой России, которая периодически отказывается исполнять решения международных судов, — комментирует партнер юрфирмы Lidings Андрей Зеленин. – Фактически, Литва нашла казуистическое обоснование тому, что Стокгольм принял решение, выйдя за пределы своей юрисдикции». Как правило, вопросы управления компаниями решаются именно по внутреннему законодательству страны, в которой компания зарегистрирована, отмечает юрист.
«После того, как Литва отказалась признавать решение Стокгольма, «Газпром» может только попытаться взыскать с Литвы потенциальные убытки, понесенные Lietuvos Dujos от исключения из состава правления компании Валентукявичуса, Голубева и Лебедева», — добавляет юрист.
При этом сама Литва в аналогичных спорах с «Газпромом» апеллирует также к Стокгольмскому арбитражу. Так в октябре 2012 года она подала в суд иск с требованием взыскать с российской монополии 1,5 млрд евро, которые, по мнению литовский властей, переплатила за российский газ в течение последних восьми лет. Истцы утверждают, что «Газпром» нарушил договоренность по формуле формирования цены, которая была заключена при приватизации компании Lietuvos dujos (занимается поставками и реализацией российского газа в Литве, «Газпрому» принадлежит 37,1%). В частности, с 2004 года при голосовании по вопросу повышения цены на российский газ некоторые члены правления Lietuvos dujos неоднократно «действовали не в пользу национального предприятия, а российского концерна», нарушая договор о приватизации, указывается в иске. По словам министра энергетики Литвы Арвидаса Секмокаса, с 2004 года стоимость тысячи кубометров газа для Литвы возросла с $84 до $497. «В арбитраж мы обратились с просьбой о компенсации необоснованных расходов литовских потребителей», — заявил министр.
Литва использует двойные стандарты, констатирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Когда Литве выгодно, она ссылается на нормы международного права и европейского законодательства, напоминая, что она – член Евросоюза, — отмечает эксперт. – А когда ситуация поворачивается другим боком – Литва независимое государство с собственным законодательством».
Симонов напомнил, что именно с подачи Литвы Еврокомиссия инициировала антимонопольное законодательство в отношении «Газпрома».