В 2013 году правительство направит 1,14 млрд рублей инвестиций на развитие легкой промышленности, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании координационного совета по промышленности.
Основная часть госпомощи пойдет на субсидирование процентных ставок по кредитам: 640 млн рублей — по кредитам на сырье, 225 млн рублей — по кредитам на техническое перевооружение. В 2012 году объемы средств, выделяемые государством на эти цели, были вдвое меньше — 340 и 125 млн рублей, соответственно.
Остальные деньги будут потрачены на мероприятия по продвижению продукции на рынок, научные разработки в области сырьевой базы, а также новые технологии.
Деньги выделяются в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которую правительство одобрило на прошлой неделе. Согласно этому документу, доля российской легкой промышленности на внутреннем рынке к 2020 году должна увеличиться более чем вдвое, российская одежда, трикотаж и обуви займут на нем 50%.
«Я уверен, что грамотное, системное использование этих мер деловыми кругами при поддержке региональных властей позволит российским производителям вполне успешно конкурировать с импортными аналогами в условиях присоединения России к ВТО», — заявил Мантуров. Более того,
Минпромтрог надеется, что благодаря этим мерам Россия сможет использовать преимущества членства в ВТО для выхода с продукцией своей легкой промышленности на рынки других стран. «Это абсолютно реально, — заявил министр,
— к тому же мы будем помогать нашим производителям, в том числе в области легкой промышленности, снимать возможные дискриминационные меры в их отношении на рынках стран ВТО», — заверил представителей отрасли Мантуров.
Пока отечественные производители значительно проигрывают импорту. В 2011 году они отгрузили товаров на 260,9 млрд рублей при общем объеме рынка 2,5 трлн рублей. Инвестиции в основной капитал с 2004 по 2011 год не превышали 6-7 млрд рублей ежегодно. Из-за старых станков и роста тарифов на электроэнергию российские предприятия проигрывают азиатским.
Вторая серьезная проблема — значительная зависимость от импортируемого сырья. «Например, 100% хлопкового волокна ввозится из-за рубежа. По другим позициям цифры чуть меньше. И лишь в этом году мы получили первый урожай хлопка — из Астраханской области», — сообщил Мантуров. В России нет и своего натурального шелка, промышленность практически не выпускает самое популярное синтетическое сырье – полиэфирные волокна. Это, в частности, лавсан. Собственных химических волокон только 46%. Мериносных и тонких шерстяных тканей тоже нет.
В Минпромторге надеются, что меры господдержки позволят предприятиям решить главные задачи — получить доступ к качественному сырью и оснастить производства современным оборудованием.
Минпромторг также предлагает поддерживать региональным и муниципальным заказом инновационную продукцию. С 2010 года реализуется проект «Текстиль» по производству многофункциональных материалов двойного назначения. Объем финансирования из федерального бюджета – 640 млн рублей, еще столько же – из внебюджетных источников. Согласно отчету Минпромторга, уже выпускаются тонкие и супертонкие шерстяные ткани для мужских костюмов, полушерстяные ткани нового поколения для детей и подростков.
В Минпромторге намерены поддержать производство тканей для детей за счет введения в России обязательной школьной формы. Среди других мер ведомство выделяет отмену импортных пошлин на оборудование, освобождение импортных станков от НДС и финансирование научных исследований, а также борьбу с контрафактом и контрабандой. В частности,
конфискованную одежду и обувь должны будут только уничтожать, а не продавать.
Производители не готовы ограничиваться только госзаказом, а просят от правительства приоритетного доступа к закупкам их продукции авто-, авиа- и судостроительными заводами. Такие предложение сделали участнки координационного совета. Профильные департаменты Минпромторга обещали изучить вопрос. Еще одна инициатива – закупка подведомственными министерству предприятиями спец- и рабочей одежды только отечественного производства.
Участники отрасли, опрошенные «Газетой.Ru» сомневаются, что меры господдержки им помогут. «Текстильщикам и так нечего закладывать, чтобы получать кредиты. У нас все заложено под оборот.
Развитию бизнеса в России местным производителям мешает большая конкуренция с Китаем, где все намного дешевле и выгоднее производить» , — отмечает один из участников рынка текстильной промышленности.
«Мы не раз пытались воспользоваться субсидиями на закупку сырья, но бывали случаи, когда нам их не давали, — добавляет второй. — В программе Минпромоторга не ясны принципы предоставления субсидирования. Вполне вероятно, что их будет сложно выполнить. В первую очередь, следует навести порядок на таможне и рынке в целом».
«Последний раз, когда мы сталкивались с государственной поддержкой, требовались большие суммы. Мы даже не представляли, как можно в легкой текстильной промышленности оперировать такими суммами, как 5–7 млрд рублей. Текстильная линия оборудования может стоить 20–30 млн рублей, — сетует топ-менеджер одного из московских текстильных предприятий. — Многие владельцы предприятий сейчас кредитуются чуть ли не как физические лица. Это надежней».