В пятницу «Газпром» торжественно открыл строительство газопровода «Южный поток». На компрессорной станции «Русская» под Анапой состоялась церемония сварки символического стыка газотранспортных систем России и Европы.
«Наряду с «Северным потоком» «Южный поток» создаст условия для надежного, безусловного снабжения российским газом наших основных потребителей в Европе, в данном случае в Южной Европе», — заявил присутствующий на церемонии Владимир Путин.
«Начало строительства «Южного потока» — поистине историческое событие, — вторил президенту глава «Газпрома» Алексей Миллер. — «Южный поток» как масштабный инфраструктурный проект придает мощный импульс экономикам стран — участниц проекта».
Труба «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от станции «Русская» под Анапой в болгарский порт Варну. Далее он должен быть разделен на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию.
Изначально проект реализовался на паритетных началах «Газпромом» и итальянской Eni. Сейчас «Газпрому» принадлежит 50% проекта, Eni владеет 20%, и по 15% принадлежит французской EDF и германской Wintershall (структура BASF). Пропускная способность газопровода должна составить 63 млрд кубометров газа в год. Всего планируется прокладка четырех ниток мощностью около 15,75 млрд кубометров газа каждая.
Общий объем инвестиций в проект оценивается в 16 млрд евро.
Как заявил Миллер в пятницу, первый газ по «Южному потоку» пойдет уже в 2015 году. На полную мощность комплекс будет выведен в 2018 году.
По словам главы «Газпрома», все объемы, которые будут транспортироваться по газопроводу, уже распределены между покупателями. «Проект абсолютно востребован рынком», — подчеркнул Миллер.
«Южный поток» вызывал много споров, возникали серьезные опасения, что «Газпром» вообще от него откажется. Дело в том, что проект направлен в первую очередь на снижение зависимости от транзита через украинскую территорию. «Газпром» уже много лет пытается получить доступ к газотранспортной системе Украины, чтобы контролировать транзитные поставки, но Киев до сих пор на это не соглашался.
«Если бы Украина согласилась, то судьба «Южного потока» была бы под большим вопросом»,
— говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Украинская ГТС позволяет поставлять в Европу около 120 млрд кубометров в год (рекорд транзита российского газа был в 2008 году – 117 млрд кубометров, в 2011 году через Украину в Европу было транспортировано 93 млрд кубов). А при модернизации украинская газотранспортная система способна прокачивать и 140 млрд кубометров. Но «украинский вариант» устраивал Россию лишь в случае участия «Газпрома» в управлении ГТС. Отказ Украины от этой схемы послужил драйвером ускоренного запуска «Южного потока».
Запуск проекта нанесет серьезный удар по украинской экономике, в особенности по «Нафтогазу Украины», основными доходами которого являются как раз доходы от транзита российского газа.
«Те распределенные между покупателями 63 млрд кубов, о которых говорил Миллер, пойдут в трубу за счет снижения украинского транзита, так как новых контрактов «Газпром» не заключал», — объясняет Симонов.
По оценке директора по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслава Мищенко,
потеря транзитных 63 млрд кубометров обойдется Украине более чем в $2,5 млрд в год.
«Впрочем, если Киев смягчит свою позицию, возможно, что мощность «Южного потока» будет ограничена первой очередью (две ветки общей мощностью в 31,5 млрд кубов), — полагает эксперт. – Однако
если до 2017 года, когда должно начаться строительство второй очереди, Украина не передумает, Россия будет строить все четыре ветки». В этом случае, по словам Мищенко, судьба украинской ГТС будет окончательно решена.
После вывода на полную мощность «Южного потока» и «Северного потока» (эта труба позволяет транспортировать 55 млрд кубов в год, но в настоящий момент загружена примерно на половину), газотранспортная система Украины полностью перестанет быть востребована, так как весь газ, который раньше шел через нее, пойдет через «Потоки».