Европейские потребители сокращают расходы на рождественские подарки из-за кризиса еврозоны: покупателям приходится экономить, а магазинам, стремящимся удержать объемы продаж, — снижать цены и устраивать распродажи.
Сокращение числа покупок в четвертом квартале будет самым сильным за три года кризиса еврозоны. Расходы сократят не только жители наиболее пострадавших стран – Греции, Испании и Португалии, — но и других государств.
Жители Греции сократят расходы на новогодние подарки на 16%, подсчитали аналитики аудиторской группы Deloitte. Покупатели Испании и Италии сократят расходы на 4%. Среди популярных подарков в этих странах будут книги, косметика и подарочные сертификаты.
Покупатели Франции потратят на новогодние подарки на 0,7% больше, чем в прошлом году. Средняя французская семья готова потратить в среднем 639 евро. Но французы начали более ответственно относиться к покупкам и больше внимание уделять именно цене, отмечают исследователи. «Французские покупатели больше, чем когда-либо, чувствительны к ценам: 9 из 10 будут искать акции, на которых можно получить скидку во время Рождества», — говорит аналитик Deloitte Стефан Римбеф.
Жителям Испании и Португалии придется сократить расходы сильнее, чем жителям других стран: торговые ассоциации стран предсказывают падение продаж в канун Нового года на 20% по сравнению с прошлым годом.
В Германии жители могут позволить себе потратить немного больше – немецкая розничная ассоциация Handelsverband прогнозирует, что расходы жителей за последние два месяца увеличатся на 1,5%, до 80 млрд евро ($103,7 млрд). Но они мало тратят на еду, отмечают исследователи Deloitte. По их данным, средняя немецкая семья планирует потратить около 485 евро на Рождество.
С наибольшим размахом празднуют Новый год жители Ирландии, но и они сократят свои расходы на 1,7%, до 966 евро. Но, по подсчетам аналитиков Deloitte, ирландцы потратят все равно больше денег на праздник, чем остальные жители еврозоны, несмотря на то что они снижают свои расходы уже третий год подряд, а страна продолжает бороться с кризисом.
Сегмент розничной торговли очень сильно пострадал в результате кризиса: люди отказываются от дорогих продуктов и покупают более дешевые, отмечают ритейлеры. «Раньше люди покупали в магазинах говядину, свинину, курицу, а сейчас они все чаще покупают только колбасу», — говорит мажоритарный акционер португальской сети супермаркетов Pingo Doce Александр Соареш-дус-Сантос.
Европейцы, которые планировали не скупиться на праздниках, сомневаются в том, что это необходимо, и задумываются о том, чтобы потратить эти деньги на что-то более важное. «До 2008 года все было хорошо, и я мог бы легко потратить сумму в два раза больше, — говорит отставной офицер полиции в Дублине Джон Макгарри, который планирует потратить около 600 евро на Новый год. – Но я все еще думаю, что стоит потратить эти деньги на что-то более важное».
Многие европейцы будут покупать подарки только детям. «Нашей семье приходится сильно экономить, и мы решили ограничиться только подарками для детей в этом году», — говорит 58-летний сотрудник банка в Париже Мари-Клод Бернар.
Кризис вынуждает европейцев менять приоритеты, говорит 29-летняя дизайнер Кристина Валлс, отец которой потерял работу, а ее сестра, мать двоих детей, была уволена из туристического агентства: компания обанкротилась. «Приоритеты меняются тогда, когда вам приходится бороться за то, чтобы заплатить за квартиру. Но я знаю, что остается по-прежнему важным – это купить подарки для детей моей сестры».
В Греции ситуация складывается гораздо хуже, чем в других странах, пишет WST. Жители покидают страну в надежде найти работу. 42-летный безработный Ником Саррис переезжает из Греции в Австралию в канун Нового года. «Рождество в этом году мы будем праздновать где-то в Индийском океане, так как мы надеемся на лучшую жизнь в Австралии», — говорит он.