Госдума одобрила перенос перераспределения накопительной части пенсии с 2013-го на 2014 год, поддержав предложение Владимира Путина по корректировке правительственных планов пенсионной реформы. Законопроект пришлось править ко второму чтению, в четверг его приняли и в третьем чтении.
Подготовленный правительством документ предусматривал, что изменения в пенсионном законодательстве произойдут с 2013 года: из 6% отчислений работодателей на накопительную часть пенсии своих сотрудников 2% останутся в этой системе, а 4% пойдут в солидарную (из нее в том числе выплачиваются текущие пенсии). Впоследствии, по замыслу авторов стратегии, граждане смогут выбрать, оставлять ли 2% в накопительной системе или передать их в солидарную. Такой «страховой маневр» позволил бы дать бюджету ПФР более 300 млрд рублей в год. Параллельно были подготовлены поправки и в проект бюджета фонда с учетом перераспределения более 353 млрд страховых взносов. После распоряжения Путина документ тоже пришлось переписать.
Теперь страхового маневра не будет, а вариантов перераспределения пенсионной составляющей стало больше.
Чтобы в будущем не лишиться значительной части пенсионных накоплений, гражданам нужно в разобраться в изменениях до 31 декабря 2013 года. Легче всего придется тем, чьи накопления уже находятся в негосударственных пенсионных фондах или управляющих компаниях и кто не хочет ничего менять: 6% отчислений с их зарплаты по-прежнему будут идти в выбранные ими НПФ.
Взносы «молчунов», которые до этого автоматически перечислялись в ВЭБ, будут принудительно перераспределены: 4% отправятся в солидарную часть на выплату нынешним пенсионерам, 2% будут поступать в ВЭБ. Тем, кто хочет оставить в ВЭБе все 6% отчислений, а также тем, кто захочет перевести 4% взносов из НПФ в солидарную часть, надо будут написать соответствующие заявления.
Среди граждан, имеющих право на накопительную часть пенсий, «молчунов» 75–80%: в течение 10 лет они не проявляли никакого интереса к своим пенсионным сбережениям.
Авторы поправки рассчитывают, что за год граждане смогут сделать осознанный выбор. Кроме того, правительство планирует к лету 2013 года представить пенсионную формулу, по которой, как предполагается, граждане смогут сами посчитать, на какие доходы в старости они могут надеяться при том или ином варианте размещения пенсионных отчислений.
Какой процент граждан захочет принять осознанное решение, пока прогнозов нет. Есть риск, что даже заинтересованные испугаются бюрократической волокиты, признаются чиновники. «Были прогнозы Пенсионного фонда на этот счет: они ожидали, что будет наблюдаться рост числа перешедших в НПФ, но незначительный. То есть соотношение останется примерное таким же, как и сейчас», — говорит источник «Газеты.Ru» в аппарате кабинета министров.
ПФР обещает провести масштабную разъяснительную работу. «Агитировать за какой-либо из вариантов ПФР не будет, задача фонда – предоставить максимально полную информацию о возможных вариантах, чтобы на ее основе гражданин сам мог выбрать, что ему более выгодно», — сказали «Газете.Ru» в фонде.
Разъяснять нужно долго и активно, говорит заместитель директора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин. По его словам, негосударственные фонды ведут достаточно агрессивную политику, у них работают агентские сети. «Госорганы не проводят активную пиар-компанию», — признает эксперт.
Принятие поправки не сняло некоторых вопросов. Пока непонятно, сможет ли в будущем гражданин изменять свое решение. Сейчас он может выбирать НПФ или возвращаться в ПФР раз в год.
Такая мера создает сложности административного и инвестиционного характера. «Имело бы смысл закрепить, что если гражданин выбрал определенную систему, то и остался в ней», — рассуждает Горлин. По его мнению, логичнее было бы по умолчанию перевести все отчисления в солидарную часть, а гражданам предоставить право изымать средства на накопительную. «Но в этом случае накопления должны быть лишены госгарантий — риски должен принимать на себя гражданин», — допускает эксперт.
В правительстве не готовы переложить риски накопительного компонента на граждан, говорит источник в аппарате кабинета министров. По его словам, есть инициативы о замене госгарантий другими механизмами — вроде страхового фонда по примеру АСВ. «Но с этим есть проблема, потому что каждое отчисление, будь то комиссия фонду или возможные платежи в подобный фонд, существенно снижают и без того невысокую доходность НПФ», — говорит источник. По словам источника, Минфин предложил в качестве дополнительного инструмента повышения надежности НПФ увеличение уставного капитала этих организаций. В социальном блоке правительства считают эту меру недостаточно надежной. «Так или иначе проблема будет решена — требования к НПФ в этой части будут повышены; поэтому в какой-то момент госгарантии могут быть заменены другими инструментами», — поясняет источник.
Просто так в свободное плавание НПФ никто не отпустит: это слишком большие риски,
заверяет он. По его словам, будут прорабатываться и решения по ужесточению работы агентских сетей НПФ, во избежание перевода накоплений граждан без их ведома.
В негосударственных фондах ожидают, что уже в этом году в НПФ перейдет 30% граждан. «Скорее всего, в 2013 году эта цифра увеличится», — сказал «Газете.Ru» президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. По его мнению, финансовая грамотность в России растет. «Сейчас людям предлагают сделать выбор между абстрактным обещанием будущего размера пенсии в распределительной системе и «живыми» деньгами в накопительной системе, которые находятся на персональном счете человека, инвестируются и, что важно, наследуются, в отличие от солидарной системы», — приводит он аргументы в пользу накопительной системы.