Первый раунд брюссельского саммита глав государств Евросоюза, посвященного бюджету на следующие 7 лет, не принес результатов. «У нас есть общая картина, но некоторые позиции по-прежнему очень сильно расходятся», — заявила по его итогам канцлер Германии Ангела Меркель. Она сомневается, что в пятницу участникам удастся прийти к соглашению, хотя признает, что они стали «на шаг ближе» к этому.
Ночные переговоры были свернуты, едва начавшись, и продлились всего пару часов. «Первая сессия завершилась. Саммит продолжит свою работу в 12.00 пятницы», — заявил глава Евросовета Херман ван Ромпей.
Обсуждение началось только в 21.30 по Брюсселю вместо 16—18 часов. Это стало самой масштабной задержкой за последние 10 лет. Такого не было даже во время саммитов ЕС, последовавших за провалом проекта евроконституции в 2005 году, и переговоров на высшем уровне по разработке Лиссабонского договора в 2008—2009 годах. Начало саммита перенесли из-за затянувшихся двусторонних переговоров между представителями стран, а также с ван Ромпеем и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Саммит должен завершиться во второй половине дня в пятницу, но в официальной программе мероприятия впервые содержится предупреждение о том, что «двусторонние встречи и рабочие сессии могут продлиться в течение всего дня 23 ноября и продолжиться 24 ноября».
За два часа Херман ван Ромпей успел лишь представить свое обновленное предложение, в котором, впрочем, не изменился основной показатель: расходы бюджета на 2014—2020 годы будут чуть меньше триллиона евро.
Точнее, 973 млрд евро, что на 6% ниже первоначального предложения Еврокомиссии и на 2% ниже расходов текущей семилетки.
Зато в предложении увеличены расходы на сельскохозяйственный сектор (8 млрд евро) и на поддержку стран ЕС с низким доходом, в основном восточноевропейских. Финансирование предлагается нарастить за счет урезания средств на проекты развития, внешнюю политику и национальные транспортные коммуникации. Но президент Франции Франсуа Олланд рано утром в пятницу признался, что не удовлетворен предложением. «Сокращение все еще слишком велико», — говорит он, цитата по Bloomberg.
То, что саммит будет непростым, стало понятно еще до его начала. Встреча могла вообще не состояться. В начале октября премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что будет настаивать на замораживании расходов и наложит вето на бюджет, если они будут увеличены. Меркель ответила, что в таком случае саммит 22—23 ноября можно отменять.
Утром в четверг было видно, что съехавшиеся в Брюссель политики настроены скорее всеми силами отстаивать собственные интересы, чем искать компромиссное решение..
Кэмерон сразу заявил журналистам, что недоволен имеющимися предложениями и готов бороться за лучшие условия для своей страны. Политическая обстановка в Соединенном Королевстве не оставляет ему шансов изменить позицию: если он согласится на бюджет с увеличением расходов, ему грозит отставка. Если же Кэмерон не подпишет бюджет, он будет героем на родине, но в этом случае Великобритания фактически противопоставит себя остальному ЕС и напрямую встанет вопрос о ее выходе из союза. Пока Кэмерон говорит, что хочет видеть Великобританию членом ЕС. Но эксперты убеждены, что «ему будет трудно избежать референдума о выходе из него в ближайшие пару лет».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте разделяет позицию Британии. Он признался, что и у него есть «камень за пазухой» на случай, если предложения его страны не будут удовлетворены.
На другом полюсе 15 стран во главе с Польшей, которые, напротив, настаивают на сохранении расходов на поддержку нуждающихся регионов. В этот блок входят так называемые проблемные страны — Греция, Испания, Португалия. «Все те, кто хочет роста в Европе, все те, кто всерьез думает об увеличении рабочих мест и инвестиций для выходы из кризиса, должны присоединиться к Польше в ее борьбе за бюджет с фондом финансовой поддержки», — призвал польский премьер-министр Дональд Туск.
Если участникам саммита так и не удастся договориться, решение вопроса может быть отложено на начало 2013 года. «Вероятно, этот саммит не принесет результатов. Не исключено, что будет прогресс в переговорах, но нам понадобится еще одна встреча, чтобы принять решение», — предупредила Меркель.