Глава «Роснефти» Игорь Сечин и руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин во вторник подписали соглашение о ценообразовании для целей налогообложения в сделках по продаже нефти на российском рынке.
«Документ определяет принципы и методы ценообразования в обозначенных сделках», — поясняет «Роснефть» в релизе. Помимо госкомпании и ФНС участниками соглашения стали шесть дочерних структур «Роснефти».
Соглашение подписано в соответствии с порядком контроля за уровнем цен между аффилированными структурами. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс вступили в силу с 2012 года. Новый формат призван предупреждать возможные разногласия с налоговиками по вопросам определения цен в сделках с «дочками».
Трансфертные (внутрифирменные) цены — стандартная практика крупных холдингов. Основная цель трансфертного ценообразования заключается в перераспределении финансовых потоков и оптимизация налоговых выплат. Традиционно дочерняя структура компании находится в офшорной зоне или просто на территории, где налоги ниже. В этом случае материнская компания занижает цены на поставляемую «дочке» продукцию.
Соглашение с налоговиками позволяет планировать размер налоговых выплат при продажах нефти на внутреннем рынке. В рамках подписанного документа «Роснефть» будет обязана обосновать для ФНС причины выбора и способа применения трансфертных цен. Если налоговики с ними соглашаются, то теряют право доначислять налоги, пени и штрафы по сделкам, цены по которым были согласованы с компанией.
«Более тесное сотрудничество с ФНС сделает механизм изъятия налогов максимально прозрачным, налоги станут более прогнозируемыми как для «Роснефти», так и для бюджета, — рассказывает представитель «Роснефти». — Такая схема позволит избежать ряда технических сложностей (например запроса дополнительных материалов)».
Это первое соглашение такого рода в России, но постепенно все крупные холдинги должны заключить с ФНС аналогичные договоренности.
«Намерение заключить данное соглашение у компаний обычно продиктовано целью обезопасить свой бизнес: заранее установить порядок определения и учета цен по отдельным видам сделок во избежание дальнейших разногласий с налоговым органом, — комментирует старший юрист налоговой практики юрфирмы Vegas Lex Юрий Иванов. — При этом заключение соглашения никоим образом не подразумевает установление каких-либо льготных условий налогообложения для налогоплательщика». То есть подобные соглашения выгодны тем компаниям, которые на первый план ставят налоговую безопасность.
Иванов отмечает, что условия соглашений являются тайной и не должны разглашаться. Поэтому определить конкретные условия договоренности «Роснефти» и ФНС не представляется возможным. «Речь, скорее всего, идет не о конкретных значениях цен, а о порядке определения цены в привязке к каким-либо биржевым котировкам», — полагает юрист.
Алексей Кокин из ФК «Уралсиб» отмечает, что по новому порядку контроля за уровнем цен компаниям будет удобнее смещать центры концентрации прибыли. То есть если региональная «дочка» «Роснефти» закупает у материнской компании нефть по низким ценам, а продает по высоким, то центром концентрации прибыли становится именно «дочка» и, следовательно, больше налогов также выплатит именно она.
«Это удобно для региона, где располагается дочерняя структура, так как часть налогов уходит в местный бюджет, — рассказывает Кокин. — Но это может быть удобно и для самой «Роснефти», так как региональные власти имеют право предоставлять собственные налоговые льготы».