Минпромторг опубликовал обновленный проект программы развития авиационной промышленности на 2013—2025 годы, скорректированный с учетом позиций Минэкономразвития и Минфина. 22 ноября документ будет обсуждаться на заседании правительства, сообщил источник в ведомстве. «Программа будет утверждена в этом году», — сказал «Газете.Ru» вице-премьер Аркадий Дворкович. «Но по ряду проектов решение будет принято в 2013-м», — добавил он.
Первоначальный вариант программы был опубликован в начале сентября. С тех пор он претерпел кардинальные изменения, в том числе в объемах финансирования.
Общий бюджет программы урезан почти на 270 млрд рублей (на 20%).
Сейчас на программу в целом закладываются 1,204 трлн рублей (ранее 1,473 трлн рублей), в том числе в нее переходят деньги из ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники до 2015 года», но без точечного распределения по подпрограммам. В первоначальном варианте документа Минпромторг расписывал финансирование по подпрограммам, судя по всему, закладывая в них и деньги из ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года». На данный момент прописывается, что финансирование по оборонной ФЦП указано в соответствующей части документа, но это его закрытая часть — «Подпрограмма № 9», параметры которой не раскрываются.
В итоге бюджетные деньги по отраслевым подпрограммам в документе сокращены в разы. Так, если ранее по «Самолетостроению» говорилось о 415,8 млрд рублей, то сейчас это 85 млрд рублей. По «Вертолетостроению» ранее почти 104,9 млрд рублей, сейчас — чуть более 26 млрд рублей. По «Двигателестроению» в первом варианте программы 140,8 млрд рублей, в нынешнем — чуть более 53 млрд рублей. По «Агрегатостроению» было более 32,985 млрд рублей, стало почти 29 млрд рублей. «Приборостроение» с 27,87 млрд рублей съехало на 23,5 млрд рублей. На «Малую авиацию» ранее расписывалось 20,5 млрд рублей, сейчас чуть более 9 млрд рублей. Наконец, на «Авиационную науку и технологии» в первоначальном проекте документа записывалось почти 448,6 млрд рублей, а в варианте для правительства — 216,5 млрд рублей.
В то же время новый вариант программы ставит перед авиапромом иные цели, чем были прописаны в сентябрьском проекте документа.
Ранее предполагалось, что к 2025 году по гражданским самолетам Россия должна занять 3,1%, а по военным — 8,2% мирового рынка в денежном выражении. Теперь это 3,2% и 10,9% соответственно. Правда, в первом варианте прогноз по мировому рынку самолетостроения к 2025 году был $366 млрд, а в нынешнем сокращен до $314 млрд.
В части конкретных проектов в «Самолетостроении» Минпромторг сохраняет позицию, что «поддержание большого количества конкурирующих друг с другом программ не позволяет ни Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ни государству сосредотачивать ресурсы на стратегически важных проектах, что приводит, с одной стороны, к размыванию инвестиций, а с другой — к их дублированию». «В результате <…> денежные средства распыляются между несколькими проектами, реализуемыми в одних и тех же сегментах (самолеты SSJ и Ан-148 — в региональном сегменте; Ту-204/214, SSJ NG и МС-21 — в сегменте узкофюзеляжных самолетов)», — говорится в документе.
Ключевыми проектами называются SSJ-100 (доработка и расширение его продаж на мировом рынке), разработка магистрального МС-21 и композитного крыла.
По всем трем проектам Минпромторг предлагает завершить текущие или выполнить новые НИОКР.
По вертолетостроению министерство снижает целевую планку по гражданскому сектору, но увеличивает по военному. К 2025 году Россия должна занять 13,9% рынка в гражданском вертолетостроении, говорилось в первом варианте программы. И доля в 15% планировалась для военного сектора. Теперь гражданские вертолеты отечественного производства должны занять долю в 12%, военные — 16,5%. Но и в этой части авторы документа пересмотрели прогнозы развития рынка до 2025 года. Если в сентябре Минпромторг предполагал, что через 13 лет мировой рынок вертолетостроения вырастет до $43 млрд (41% придется на гражданские машины), то нынешний прогноз — $44,2 млрд (и за гражданскими вертолетами уже 45%).
Приоритетные проекты продуктовой линейки по подпрограмме «Вертолетостроение» остаются теми же, но по итогам консультаций между всеми заинтересованными сторонами «Вертолетам России» удалось добиться включения в свою подпрограмму НИОКР по перспективным проектам отрасли. В первоначальном документе финансирование этих разработок было отнесено к подпрограмме «Авиационная наука и технологии». Основными получателями бюджетных средств по этой части являются научные организации — ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и другие отраслевые институты. Но «Вертолеты России» уже провели подготовительные работы за счет холдинга и рассчитывали на поддержку государства в опытно-конструкторских работах, обращал внимание источник в отрасли. Речь шла о многоцелевом вертолете взлетной массой 4,5 тонны, перспективному легкому и тяжелому вертолетам, а также программе «Вертикаль 21».
В нынешнем варианте программы финансирование НИОКР по многоцелевому и легкому вертолетам и перспективным вертолетным проектам программы «Вертикаль 21» отошло через подпрограмму «Вертолетостроение» к «Вертолетам России».
В двигателестроении российские производители ранее должны были к 2025 году выйти на долю в 1,8% в гражданском и 8,3% в военном сегменте мирового рынка. По новому варианту программы — на 1,4% и 12,9% соответственно. Рост присутствия российских авиационных агрегатов и систем на мировом рынке ранее был обозначен до 2,7% (почти в три раза), теперь — 4,4% в гражданском сегменте и 5,4% в военном. По авионике ранее — до 6,2% и 9,1% по гражданском и военному сегменту, сейчас — 10,9% и 21% соответственно.
Значительные изменения произошли в подпрограмме «Малая авиация». В сентябрьском проекте программы развития авиапрома Минпромторг предлагал детализированную поддержку в этом сегменте. Но после ряда совещаний в правительстве было решено, что малую авиацию государство будет поддерживать не через авиапром, а субсидируя перевозчиков. «Не будет никаких новых государственных проектов, мы будем субсидировать рынок, билеты», — пояснял Дворкович. «Государство уходит от поддержки конкретных проектов к созданию условий, при которых предприятия смогут самостоятельно успешно их развивать», — говорил один из источников «Газеты.Ru».
Самая масштабная теперь по объемам финансирования подпрограмма «Авиационная наука и технологии» предполагает значительное обновление научно-технического потенциала, который позволит «российскому авиапрому осуществить прорыв по ряду ключевых направлений».
Участие России в ВТО не позволяет осуществлять прямое субсидирование затрат авиапрома на производство авиатехники, но позволяет финансировать отрасль через науку. В программе прописывается, что «постепенно будет осуществлен переход от бюджетного финансирования ОКР по конкретным проектам в сторону создания благоприятных условий для компаний отрасли в целом». В частности, предусматривается переход к бюджетному финансированию исследований и разработок (вплоть до 6-го уровня технологической готовности) в рамках создаваемого национального плана и комплексного плана проведения НИР; финансирование ОКР на принципах возвратного финансирования и поддержка продаж.