«Газпром нефть» займется добычей нефти из сланца. В сообщении компании, опубликованном по результатам заседания совета директоров 26 октября, говорится, что соответствующий опыт нефтяная «дочка» «Газпрома» рассчитывает получить в ходе освоения баженовской свиты на Верхне-Салымском нефтяном месторождении (разрабатывается совместным предприятием «Газпром нефти» и Shell Sаlym Petroleum Development ).
Специалисты компаний создали «дорожную карту», определяющую этапы подготовки к разрабокте баженовской свиты в промышленных масштабах.
«Газпром нефть» в своем корпоративном журнале сообщала, что бурение скважин запланировано на 2013 год.
Сланцевая нефть — углеводороды, расположенные в баженовской, абалакской, фроловской свитах — породах Западной Сибири со сверхнизкой проницаемостью, но высокой нефтенасыщенностью. Они залегают на глубинах более двух километров, распространены на территории более одного миллиона квадратных километров. Нефть баженовской свиты считается высококачественной, позволяющей произвести из нее около 60% светлых нефтепродуктов. Общие запасы баженовской свиты, по консервативным оценкам, оцениваются в 22 млрд тонн, по оптимистичным оценкам — достигают 140 млрд тонн. В настоящее время на баженовской свите (Салымское месторождение) уже работают «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
В начале октября сообщалось, что NIS (сербская энергетическая компания, подконтрольная «Газпром нефти») также намерена заняться добычей нефти из сланцев. В частности, речь шла о тендере на разведку, добычу и переработку сланцев в бассейне Алексинац.
«В отличие от сланцевого газа, добыча которого в России совсем неактуальна, направление сланцевой нефти представляет для группы «Газпром» заметный интерес, и мы намерены этим вопросом активно заниматься», — заявил председатель совета директоров «Газпром нефти», глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Заявление Миллера последовало за поручением президента Владимира Путина, который потребовал от «Газпрома» разработать основные принципы политики газового экспорта с учетом развития рынков сжиженного и сланцевого газа.
«Добыча сланцевой нефти действительно гораздо логичнее развития газовых сланцевых проектов», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «В России есть много крупных проектов по добыче традиционного газа, которые либо готовы к запуску, либо уже вышли на начальный уровень добычи (Восточная программа «Газпрома», Ковыктинское месторождение, месторождения на Ямале). С нефтью ситуация иная, готовых к запуску традиционных месторождений практически нет, а обеспеченность запасами нефти ниже», — поясняет Симонов.
Но разработчики месторождений столкнутся с трудностями. В мае текущего года замминистра энергетики Павел Федоров отмечал, что добыча нетрадиционной нефти в 2–4 раза дороже из-за затрат электроэнергии.
«Сейчас лидерами по сланцевой нефти являются США и Канада, они смогли обеспечить себя дешевой электроэнергией как раз за счет сланцевого газа, — рассказывает Симонов. – В России сырьем для дешевого электричества мог бы стать попутный нефтяной газ, которого российские компании сжигают в факелах до 30 миллиардов кубометров в год».
Еще одна проблема – высокий уровень налогов. По словам главы ФНЭБ, при текущей налоговой нагрузке разработка баженовской свиты нерентабельна. Правительство ранее заявляло, что баженовская свита может получить максимальные налоговые преференции, но пока конкретных решений нет.