Россия будет искать консенсус с Европой в сфере энергетики. «В последние годы конфигурация энергорынка начала меняться, — заявил в четверг Владимир Путин на заседании президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК. — Европейские страны последовательно формируют общий рынок газа, диверсифицируют источники его поставок». По словам Путина, они принимают внутренние решения, «не всегда согласовывая их с партнерами и не всегда корректные с точки зрения международного права».
«Мы ведем диалог с партнерами, — сказал российский президент. — Надеюсь, что будем добиваться приемлемого консенсуса. Учитывать эти тенденции мы должны». Он отметил, что среди экспортеров газа разворачивается жесткая борьба за контракты — как долгосрочные, так и краткосрочные.
Путин поручил «Газпрому» разработать основные принципы экспортной газовой политики, учитывающие развитие рынков сжиженного природного газа и сланцевого газа.
«Мы не новички на газовом рынке и хорошо знаем его законы, поэтому сегодня должны действовать на нем предельно расчетливо, но в то же время очень гибко. В этой связи прошу «Газпром» провести необходимый анализ и доложить комиссии основные принципы экспортной газовой политики», — заявил Путин во вторник на заседании комиссии по вопросам развития ТЭК.
«Мы должны послушать в этом составе, как наше основное предприятие собирается строить эту работу, потому что от ее эффективности очень многое зависит во всей российской экономике», — добавил президент.
Министерство энергетики России получило поручение провести соответствующую корректировку генеральной схемы развития газовой отрасли.
До сих пор публичная позиция Кремля в вопросах поставок газа была более жесткой. Открытое противостояние началось с антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении «Газпрома».
ЕК подозревает российскую газовую монополию в намеренном ограничении конкуренции и злоупотреблении доминирующим положением на рынках Центральной и Восточной Европы. В начале сентября комиссия уточнила, что речь идет о Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литве. Не исключено, что в список могут быть внесены и другие страны Евросоюза.
Расследование, основанное на результатах прошлогодних обысков в офисах «дочек» «Газпрома» и его европейских партнеров, идет по трем направлениям: разделения российской газовой монополией рынков путем «затруднения свободных поставок газа в страны ЕС», «создания помех диверсификации газовых поставок», а также навязывания «несправедливых цен своим потребителям путем привязки цен на газ к стоимости нефти».
Если нарушения будут доказаны, «Газпром» оштрафуют на 10% годового оборота. Но, если условия конкурентного рынка нарушались в течение нескольких лет и нанесли ущерб отрасли, компания заплатит 30% годовой выручки.
За 2011 год штраф может составить примерно $1,1 млрд (в прошлом году «Газпром» поставил в эти страны примерно 36 млрд кубометров, средняя цена экспорта составляла $310 за 1 тыс. кубометров).
Путин неоднократно называл подход Еврокомиссии неконструктивным и заявлял, что в условиях кризиса ЕК пытается переложить часть финансовой нагрузки на Россию. «Я думаю, что мы должны оставаться на почве реальности сегодняшнего дня, — заявил российский президент в сентябре. — И современная Россия не брала и не будет брать на себя никаких дополнительных обязательств, связанных с нерыночным регулированием экономик этих стран».
Позднее Путин обязал стратегические компании, к которым есть претензии со стороны иностранных властей, согласовывать с правительством зарубежные сделки и передачу информации. В частности, согласование потребуется для изменения договоров с иностранными партнерами, касающихся ценовой политики, для продажи долей в иностранных компаниях и недвижимости за рубежом. «Орган исполнительной власти отказывает в согласии, если действия способны нанести ущерб экономическим интересам России», — написано в указе Путина.
Рынок расценил это как попытку Москвы оказать давление на Европу в ответ на антимонопольное расследование, демонстрацию того, что Кремль готов оказать «Газпрому» политическую поддержку.
Смягчение позиции эксперты оценивают по-разному. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что в данной ситуации у России нет выбора. «Для успешной торговли газом в ЕС нужно работать по европейским правилам», — подчеркивает эксперт.
Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Media Вячеслав Мищенко полагает, что заявления Путина — «приглашение к миру». «Более ранние жесткие заявления были реакцией на столь же жесткие действия Евросоюза, — комментирует Мищенко. — Но и для России, и для Европы выгоднее договариваться, а не конфликтовать».
Мищенко напомнил, что Европа по-прежнему является ключевым рынком для «Газпрома», на европейские поставки ориентирована вся существующая инфраструктура. С другой стороны, «Газпром» остается одним из основных поставщиков газа в страны ЕС. «Ни один альтернативный проект, призванный снизить зависимость от российских поставок, на сегодняшний день не работает, — отмечает Мищенко. — В пример можно привести газопровод Nabucco или проекты по добыче сланцевого газа (Франция от сланца отказалась)».
По словам Мищенко, действия Евросоюза имели целью исключительно снижение цены на российский газ, а Москва, в свою очередь, пыталась этого не допустить.
«Сейчас Путин предлагает вести переговоры в конструктивном русле, не пытаясь давить», — уверен эксперт.