Министерство транспорта России получило ноту МИД Ирландии с просьбой назначить авиакомпанию Ryanair перевозчиком между Россией и Ирландией, сообщили в ведомстве. В документе не указаны направления, куда именно хотела бы летать авиакомпания, и количество частот, уточнил представитель Минтранса.
Ryanair уже провела переговоры с рядом российских аэропортов, сообщила накануне ирландская газета Independent. «Ryanair всегда будет идти навстречу аэропортам, которые заинтересованы в привлечении Ryanair на свой рынок, — пояснили в компании. — Однако мы ведем переговоры более чем с 50 аэропортами, так что конкуренция за приход Ryanair достаточно высокая».
«Мы говорим со многими аэропортами, но это не значит, что мы туда полетим», — добавил представитель авиакомпании.
В июне 2012 года представители Ryanair участвовали в международном региональном форуме Routes CIS («Маршруты СНГ»), проходившем в екатеринбургском Кольцово. Тогда авиакомпания провела серию переговоров с рядом аэропортов стран СНГ, в том числе с представителями Кольцово. Но дальше переговоров дело не пошло, говорит источник в Кольцово. Переговоры с Ryanair вел и аэропорт Шереметьево. Но, как уточнили в пресс-службе аэропорта, «рынок регулируется межправительственными соглашениями, поэтому эти переговоры носят характер предварительных и направлены на перспективу с учетом постепенной либерализации рынка международных перевозок».
Ryanair — крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы во главе с эпатажным Майклом О'Лири, известным многочисленными идеями по сокращению расходов и продвижению компании. Флот компании насчитывает почти 300 самолетов. В 2011 финансовом году, завершившемся в марте, Ryanair перевезла 75,8 млн пассажиров. В этом году компания планирует увеличить пассажиропоток до 80 млн человек.
В начале 2012 года министерство инфраструктуры Украины анонсировало приход Ryanair во Львов и Донецк на время проведения чемпионата Европы по футболу с перспективой по развитию маршрутной сети в целом. Причем, как говорили украинские чиновники, Ryanair должна была осуществлять рейсы на Украину не из Дублина, а из Лондона, Барселоны и Парижа. Но на Украину Ryanair так и не пришла. Для выхода на рынок с такой географией полетов ей требовалось создать дочернюю компанию непосредственно на Украине, а Ryanair не пользуется такими вариантами развития бизнеса.
У России и Ирландии нет ограничений по количеству перевозчиков, так что нота МИДа — формальность, после которой российское посольство в Ирландии проинформирует, что Россия не возражает против назначения авиакомпании и направит Ryanair в Росавиацию для совершения всех необходимых процедур получения разрешения.
По такой же схеме действовали летом 2012 года «Уральские авиалинии», которые решили летать из Москвы в Дублин. В сентябре посольство Ирландии сообщило, что не возражает против назначения. Перевозчик пока не сообщил, когда поставит рейсы на этот маршрут. До сих пор по маршруту Москва — Дублин летала только компания S7, но только летом и один раз в неделю. Зимой пассажиропоток на этом маршруте крайне низкий.
«Дублин — в принципе, тупиковый маршрут, — говорит замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский. — Это всего лишь столица Ирландии. И раскатать тупиковое направление даже Ryanair не сможет».
«Компания заходит в Россию с единственной целью — протестировать нашу систему, — уверен аналитик. — Не устроит — свернутся и уйдут».
Ходоровский считает наиболее логичным приход Ryanair в Петербург. Бюджетной Ryanair пассажиры из России летают в основном через аэропорты Финляндии — Лаппеенранта, Тампере и Турку, говорит Константин Калинов, основатель поисковика авиабилетов Aviasales.ru (недавно Ryanair подключилась к этой системе, предоставив ресурсу прямой доступ к своей сетке тарифов). «Пока их очень немного, — добавляет Калинов. — Но, как только эта авиакомпания придет в российский аэропорт, эта цифра резко вырастет».
«По сравнению с традиционными авиакомпаниями цены у Ryanair действительно намного ниже. Всего около 400 европейских маршрутов, на которых перевозчик показывает цены ниже остальных, в том числе своих конкурентов по сегменту лоукост — Easyjet, Vueling, Niki», — приводит данные анализа тарифов Ryanair Калинов. Однако реализовать модель лоукост в чистом виде в России ирландский перевозчик не сможет, уверен Ходоровский. Российские аэропорты и законодательство пока не могут в полной мере представить условия для реализации идеи низкотарифых перевозок.
Глава ФАС России Игорь Артемьев на прошлой неделе сообщил, что правительство не исключает возможность допуска к внутренним перевозкам бюджетных авиакомпаний. В пакете более реалистичных предложений от ФАС возможность отказа от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков на борту (требуются изменения в отраслевых документах), пересмотр минимальных норм бесплатного провоза багажа, введение «невозвратных» билетов.