— Какими будут первые шаги eBay Russia? Будут ли до начала 2013 года заключены контракты с логистическими компаниями, новые назначения в российское подразделение?
— Появятся новые люди, это совершенно точно. Уже сейчас eBay большой, и никто в одиночку с ним не справится. Люди будут появляться исходя из стоящих задач. Сейчас мы думаем, что делать с логистикой доставки в стране. Соответственно, будут люди, которые займутся этими вопросами. Также будут люди, которые займутся маркетингом, потому что мы понимаем, что аудитория интернета в России продолжает расти и охвачена только фрагментарно. Что касается заключения соглашений: у нас нет четкой даты, к которой нам надо это сделать. Это как жениться — все-таки хочется, чтобы не на пару недель.
— Где будете искать кадры — за рубежом или в России?
— Здесь, потому что это должны быть люди, которые понимают российский рынок.
— Есть ли ожидания по аудиторным и операционным показателям в России на следующий год? Когда, по вашим оценкам, eBay Russia мог бы заработать в России так же полноценно, как в США?
— У нас нет понятия локальной прибыльности. В рамках трансграничной компании практически невозможно посчитать прибыльность локального офиса. Сейчас практические все операции в России — это товары, которые приходят из-за рубежа. Купленное не здесь, проданное не там — как сводить такой баланс? Отдельно по стране это невозможно. Но мы должны расти.
За 9 месяцев 2012 года рост числа российских клиентов на 82% — это цифра, которая показывает, что мы растем быстрее рынка. И думаю, что будем продолжать.
— Какой процент выручки должен генерировать eBay Russia в рамках глобальной доходности компании, по мнению руководства головного офиса?
— Доход компании — это комиссия, которую мы берем с продавца, а не покупателя. Есть масса услуг, платных для продавца: например, возможность продвигать свои товары на eBay, разместить не минимально положенное количество изображений, а больше. Это деньги, которые зарабатывает eBay. То есть комиссию зарабатывает PayPal, а со всех остальных услуг зарабатывает eBay. Но в России у нас пока нет продавцов, поэтому о прибыльности мы сейчас не говорим.
— Когда оплата товаров через PayPal будет адаптирована для жителей России, оформление платежей будет переведено на русский язык, а перечисление средств станет возможно на российские счета?
— Весь интерфейс PayPal сегодня полностью на русском языке. Вопрос вывода денег на российские банковские счета через PayPal — это вопрос договоренностей с финансовыми регуляторами в России. И процесс идет. Существует мнение, что в России не платят картами. Но на сегодняшний день мы довольно крупный игрок, и все транзакции были сделаны через карты. И я уже не могу сказать, что в России кредитными картами не пользуются. На PayPal можно завести деньги, не просто подвязав карту. Можно «накормить» PayPal-аккаунт наличными деньгами через терминалы оплаты. Если мы поймем, что есть потребность рынка в заведении средств через другие каналы (у нас в стране есть электронные деньги, банковские переводы и т. д.), то зачем сопротивляться, если рынок хочет.
— Ограниченные возможности PayPal в России мешают пользователям обращаться за товарами на eBay? Связано ли это с тем, что eBay испытывает трудности с точки зрения российского законодательства в области перевода платежей, какие?
— Никаких проблем здесь нет. Но есть процедура, которая занимает время. Финансовые регуляторы (это, по сути, Центробанк России) очень скрупулезно относятся к выдаче разрешений на работу, что абсолютно естественно. Это деньги жителей нашей страны. Сейчас выполняются необходимые процедуры, проводятся необходимые проверки.
— Каких показателей PayPal и eBay в России достигли к этому моменту по объему транзакций и количеству пользователей?
— В России проходит одна транзакция в три секунды. Причем все через PayPal. Я допускаю, что есть какой-то процент, когда люди платят через терминалы, но эта функция реализована относительно недавно. Раз в три секунды какая-то кредитка используется для оплаты товаров на eBay — это не так уж и мало. Ни у одного интернет-магазина в России нет стопроцентного показателя использования кредиток — это точно! А здесь другого варианта нет.
— eBay не планирует привлекать другие платежные системы?
— PayPal играет не только функции платежной системы, она играет функции системы безопасности этих транзакций. Поэтому PayPal используется и будет использоваться eBay. Вопрос, какие платежные средства будут использоваться для того, чтобы они работали через PayPal, остается открытым. Это все, что захочет рынок. Уже сейчас можно класть средства через терминалы Qiwi — нажать на копку «электронная коммерция» и увидеть, что можно выпустить виртуальную платежную карту, привязанную к Qiwi-кошельку, или просто перевести деньги на свой аккаунт в PayPal.
— Вас устраивает уровень логистики в России?
— То, что логистика в стране есть, — это точно. Вопрос скорее в том, что она несовершенна. Логистика по доставке товаров из интернет-магазинов может существовать исторически, так как в стране есть хорошая почтовая связь и ничего придумывать не надо — неважно, государственная это почта или курьерские службы. Это было в Америке, когда зарождалась интернет-коммерция, — там никому в голову не приходило создавать свои службы доставки.
В России все немного по-другому. Логистика тут существует и наверняка будет развиваться.
Понятно, почему сегодня она не очень развита: нельзя сравнивать обороты электронной коммерции в разных странах абсолютной цифрой — здесь все хорошо, а тут нет, так как это зависит от территории, количества жителей, платежеспособного спроса, ВВП, макроэкономических показателей. Наверное, самым разумным показателем является доля, которую интернет-коммерция составляет в розничной торговле, потому что интернет-торговля — это часть розницы, и она не живет сама по себе. В России это 1,8–1,9%, и это немного, но больше, чем в Италии (около 1,3%). Даже в США этот процент не очень большой — всего 6%.
Думаю, что по мере того, как интернет-коммерция будет набирать обороты и услуга будет востребована игроками рынка, наверняка появится какая-то структура, которая возьмет на себя обслуживание. Потому что есть потребность рынка. А если каждый игрок начнет строить свою службу доставки, однажды у нас кончится население, потому что все будут работать курьерами.
— Верите ли вы, что рынок электронной коммерции близок к насыщению?
— Не верю. Просто потому, что 25% годового роста наблюдаются последние пару лет и такая же перспектива — года на три-четыре вперед. Говорить о том, что рынок, который растет на 25% в год, насыщается, неправильно. В прошлом году оборот интернет-коммерции в России составлял около $10–11 млрд. Если взять отчеты крупнейших игроков отрасли, мы увидим, что гранды первой пятерки имеют обороты по $200 млн. Это означает, что рынок невероятно фрагментирован. Если топовые игроки занимают порядка 2%, то за ними есть длинный хвост, и точно нельзя говорить о насыщении. Оно наступает, когда рынок поделен между 4–10 крупными игроками. До этого очень далеко, тем более если мы говорим, что рынок насыщается, когда он стабилизировался. В Америке доля проникновения интернета уже не растет, потому что кто хотел — уже в интернете, а больше людей нет.
В России же проникновение интернета — на уровне 55%, а насыщение наступает на цифре 75–80%. Кроме того, проходит время между тем, когда человек пришел в интернет, и тем, когда начал покупать. А к нам еще не пришли те, кто пару лет назад подключился, а еще будут те, кто подключатся. Так что все хорошо.
— С какими логистическими компаниями вы ведете переговоры для обеспечения доставки товаров для клиентов по России?
— Мы не ведем переговоры. Мы изучаем этот рынок, чтобы понять, с кем надо говорить. Для этого мы попросили провести исследование. Когда мы получим результаты исследования и поймем, кто является наиболее разумным партнером для нас (причем, может, это будет не один партнер), тогда начнем договариваться. Потому что у нас есть понимание, как этот партнер должен работать. Портрет идеального партнера в голове есть, но существует ли он на самом деле — хороший вопрос.
— «Почта России» предлагала себя в качестве оператора?
— «Почта России» является одним из операторов логистического рынка. Это самый крупный игрок на этом рынке с точками в 43 тыс. мест в России. Понятно, что ее нельзя игнорировать. Надо понимать, что они могут, есть ли там тенденция к изменениям и улучшениям. А дальше будем смотреть.
— А вы заметили какие-нибудь изменения?
— Министерство связи сейчас предложило проект нового закона об услугах почтовой связи. Более того, они намерены представить его в Госдуму в ноябре. Там есть хорошая идея о том, что надо установить стандарты по доставке для России: не может письмо в рамках Москвы доставляться три-четыре недели. Если эти изменения дадут толчок к преобразованию этой большой структуры, будет хорошо.
— Готовится ли рекламная кампания eBay в России?
— Это будет маркетинговая коммуникация по всем каналам, в том числе процесс, который называют евангелизацией – объяснением, почему это хорошо, интересно и полезно. Мы достаточно большой игрок уже сегодня, но впереди еще много всего.
— На какую аудиторию будет делаться акцент: Москва или регионы, средний возраст или молодежь?
— Выбор на eBay очень большой. Каждый может найти для себя что-то свое, что-то интересное. Я допускаю, что люди сильно за 60 пользуются eВay не так часто, как молодые. С другой стороны, отец моего приятеля, которому уже за 70, узнав о том, что я начинаю работать в eBay, сказал: «Да, да, я как раз хотел прикупить там объектив для своего фотоаппарата».
— Будет ли модное приложение — «eBay мода» — локализовано для России?
— eBay в этом плане выступает достаточно пассивной стороной. Казалось бы, зачем создавать отдельное приложение «eBay мода», если есть основное приложение. Но такие покупатели настолько узкоспециализированы, что им нужно дать отдельное место. Когда мы увидели, что существенная часть покупок, которая осуществляется с мобильных устройств, связана с этим сектором, это был естественный отклик, когда мы дали все, что есть в обычном приложении, и еще что-то специальное — предложения и проморазделы.
Если мы поймем, что такая же потребность существует в электронике, не исключаю, то в будущем может появиться специализированное приложение для России. В некоторых странах есть специальный сайт eBay Auto — это отклик на спрос. В конце концов, пользователи — единственная наша ценность.
— Планируется ли расширение присутствия в России за счет приобретения российских интернет-компаний, операторов доставки?
— eBay — это торговая площадка, а не ритейлер. И мы умеем делать хорошо то, что делаем на протяжении 17 лет, а именно — организовывать встречи продавцов и покупателей. У eBay нет собственных служб доставки ни в одной стране, это не наш бизнес. Компания сконцентрируется на том, что умеет делать лучше всего, и работает в этой области. Во всех остальных областях нужны партнеры, которые будут зарабатывать деньги в своей нише — помогать расти тебе и расти вместе с тобой. Если же мы поймем, что нам надо проинвестировать какую-то компанию или найти того, кого проще приобрести, чем запартнериться, — это не будет проблемой. У eBay достаточно большой опыт в других странах по приобретению интернет-сервисов.
— Будет ли политика eBay в сфере защиты персональных данных и прав потребителей в России соответствовать локальному законодательству?
— По сути, у нас нет персональных данных. Все, что нам оставляют, — это имя и адрес доставки, но кто сказал, что это адрес, по которому пользователь зарегистрирован или живет? Думаю, это больше рабочие адреса, потому что удобнее, когда в офис приносят бумагу о том, что на почту пришла посылка. Мы будем смотреть на то, какие требования есть в России по обработке персональных данных. Но насколько я понимаю, мы даже по российским законам не являемся оператором персональных данных. И я не слышал, чтобы к российским игрокам e-commerce предъявлялись какие-то требования на этот счет. Потому что, по сути, у них нет этих данных: если я плачу кредитной картой, то ее процессинг осуществляет кто-то третий.
— Подпадает ли деятельность eBay под действие закона «О защите прав потребителей»?
— Офис eBay в России — это российское юрлицо, которое исполняет все требования российского законодательства. Но сделки совершаются на eBay за пределами России, поэтому они являются объектом гражданского права тех стран, где они совершаются.
В электронной коммерции вообще все не так просто — просто нет границ.
Пока международные торговые сделки регулируются законами той страны, в которой зарегистрирована компания. В случае с eBay это несколько точек по миру. А Buyer Protection Program на eBay сильно покруче закона ОЗПП.